4. Дарвина лишили его кембрийской «дилеммы»
18:59 - 13.09.2013
10.00

Дарвина лишили его кембрийской «дилеммы»

источник: lenta.ru А+ А-
Дарвина лишили его кембрийской «дилеммы»

Австралийские ученые установили, что «взрывная» скорость эволюции в кембрийский период, необычность которой называют «Дилеммой Дарвина», хоть и была высокой, но на самом деле не является аномальной. Исследование опубликовано в журнале Current Biology, кратко о нем пишет ScienceNow.

Выводы исследователей основаны на количественном анализе скорости эволюции членистоногих, разделение которых на крупные группы произошло как раз в кембрийский период. Для этого ученые, во-первых, на основе анализа 62 генов ныне живущих ракообразных, пауков, насекомых и многоножек составили их родословную и оценили скорость накопления мутаций в разные периоды истории. Во-вторых, такое же дерево составили по видимым зоологическим признакам животных (крыльев, конечностей и так далее — всего почти 400 признаков). Оба дерева датировали на основе данных палеонтологии, что позволило установить, как менялась скорость эволюции во время Кембрийского взрыва и позднее.

Оказалось, что эта скорость была не так уж велика. Она примерно в 4 (по генам) или в 5,5 раз (по внешним признакам) больше, чем скорость эволюции в последующие периоды. Это, по словам авторов, говорит о том, что Кембрийский взрыв никак нельзя считать аномалий, несовместимой с современными представлениями об эволюции.

Внезапное, практически одновременное возникновение многих групп животных в кембрийский период получило название Дилеммы Дарвина, так как, по словам ученого, не могло возникнуть в рамках естественного отбора. Дарвин так и не нашел удовлетворительного объяснения этому явлению, но впоследствии на этот счет высказывались разные гипотезы. Одной из самых популярных является предположение о том, что видимость Кембрийского взрыва возникла из-за одновременного перехода животных к минеральному экзоскелету вследствии увеличения концентрации солей кальция. До сих пор, однако, ни одного надежного анализа скорости самого «взрыва» не проводилось — она считалась просто очень высокой.

Опублікував:Владимир