Мнение: Пришёл ли Netflix в Украину
С формально правильным ответом «да» не всё так просто.
Мало найдётся англоговорящих украинцев, готовых платить 200-300 грн в месяц за ограниченный контент, пишет Артём Вакалюк, руководитель отдела аналитики компании Media Resources Management, главный редактор изданий Content Report и Media Business Reports, в колонке, опубликованной в №1-2 журнала Корреспондент от 22 января 2016 года.
Начало 2016 года вызвало ажиотаж вокруг заявления Netflix, крупнейшего в мире сервиса видео по запросу, относительно его выхода более чем на сотню новых рынков. На 130, если быть точнее. Среди них оказалась и Украина - наряду с Таджикистаном, Туркменистаном, Анголой, Монголией и ещё десятками других «очень перспективных» для американской видеоиндустрии территорий.
Итак, Netflix официально пришёл в Украину. Но возникает вопрос: нужна ли она ему такой - с нынешним уровнем пиратства, с нежеланием властей на практике решать данный вопрос, со стремительно нищающим населением, привыкшим, что в «интернете всё бесплатно», с архаичной нормативно-правовой базой?
С другой же стороны, нужен ли Украине такой Netflix - с доступным на нашей территории довольно скудным каталогом, с неконкурентными ценами и без локализации контента (проще говоря, без перевода на украинский или русский)?
Что собой представляет этот Netflix и почему вокруг него столько шума? Это крупнейший в настоящее время в мире сервис услуг видео по запросу, библиотека которого насчитывает десятки тысяч часов качественного видеоконтента. При этом Netflix не только закупает права у кинокомпаний и телеканалов, но и производит контент своими силами: среди наиболее известных сериалов Netflix – Карточный домик, Марко Поло, Нарко. Рост количества собственных проектов поражает: если в 2013 году вышло 4 оригинальных сериала Netflix, то в 2014-м их было 9, а в 2015-м уже 21.
Также сервис активно вкладывает средства в производство документальных картин: яркий пример – номинированная на Оскар лента о Майдане Зима в огне. А также начинает заниматься полнометражным кино: первым собственным фильмом стала военная драма Безродные звери от режиссера Настоящего детектива КэриФукунаги.
Суммарные годовые расходы Netflix на программинг (имеется в виду как покупка прав на контент, так и его производство) достигают $ 5 млрд, причём доля собственного производства приближается к 30-35%.
Netflix интересен не только своей огромной библиотекой, доступной подписчикам за весьма скромные по меркам Америки и Европы деньги, но и особым подходом к аудитории
Но Netflix интересен не только своей огромной библиотекой, доступной подписчикам за весьма скромные по меркам Америки и Европы деньги в любое время и на любом устройстве с выходом в интернет, но и особым подходом к аудитории.
Своего зрителя сервис не томит неделями в ожидании нового эпизода любимого сериала, как это делают телеканалы. В день премьеры Netflix сразу выкладывает если не весь сезон, то по крайней мере с десяток эпизодов, так что фанаты могут посмотреть всё и сразу. Помимо этого, на Netflix нет рекламы, он существует только за счёт подписки. В общем, сервис без преувеличения крутой и революционный.
Начав работу в качестве онлайн-кинотеатра в США в 2007 году, вскоре платформа расширилась на Канаду и страны Латинской Америки. В 2012-м Netflix впервые появился в Европе. Сейчас количество подписчиков платформы составляет около 74 млн человек. Будет ли оно увеличиваться? Безусловно. И в основном за счёт новых европейских абонентов, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.
Почему не за счёт Украины? Да потому что здесь сервис только обозначил своё присутствие: увы, но лишь искушённое продвинутое англоговорящее меньшинство рискнёт подписаться на пакет за 200-300 грн в месяц. К тому же с более чем ограниченным доступом к библиотеке, ведь права на многие позиции из каталога Netflix (включая, к примеру, тот же Карточный домик) на территории Украины в настоящее время принадлежат другим игрокам рынка.