Люблянский цианометр измеряет цвет неба
В какой-то момент своей жизни все дети задаются вопросом, почему небо синее. И если раньше родители разводили руками или же придумывали всевозможные сказки, то сегодня у науки наконец-то есть абсолютно точный ответ. Небо только кажется синим, и все дело в оптическом восприятии. Молекулы воздуха рассеивают свет с короткой длиной волны (синий) больше, чем остальное излучение света, и поэтому в итоге мы видим именно лазурные горизонты. Чтобы понять это, ученым потребовалось немало времени.
Один из самых важных шагов в изучении диффузного излучения неба был сделан в 1859 году, когда ирландский физик Джон Тиндал (John Tyndall) дал первое правильное объяснение этого феномена. Несколько лет спустя британский физик и механик лорд Рэлей (Lord Rayleigh) изучил явление подробнее, и в его честь было названо Рэлеевское рассеяние.
За 70 лет до того, как Джон Тиндал и лорд Рэлей начали работать над этой интересной задачей, метеоролог из Женевы по имени Гораций-Бенедикт де Соссюр (Horace-Bénédict de Saussure) также был увлечен идеей объяснения небесной лазури. Де Соссюр был энергичным альпинистом, и ему даже часто приписывается основание сложного горного спорта. Метеоролог изобрел простой измерительный прибор, цианометр, с помощью которого он научился определять степень синевы неба.
В своих размышлениях на тему цвета неба Де Соссюр пришел к вполне верным выводам. Он полагал, что лазурь должна зависеть от количества частиц и водяного пара в атмосфере, и вывел целый новый термин «непрозрачные пары».
У женевского цианометра было 53 секции, варьировавшихся от белого до оттенков синего цвета и в конце до черного. Все они были объединены в своеобразный круг. Метеоролог направлял свое устройство напротив неба и использовал его для измерения цвета неба над Альпами. На основании полученной информации ученый муж предсказывал погоду.
227 лет спустя словенский художник Мартин Бриселдж Барага (Martin Bricelj Baraga) установил в Любляне необычный памятник, который стал данью уважения первому небесному колориметру Де Соссюра.
Однако столичная инсталляция Бараги - не просто памятник, но еще и функциональный прибор для измерений с точностью, которая превосходит оригинальный цианометр метеоролога и альпиниста Де Соссюра.
Конструкция из стекла и стали высотой в 3,3 метра, цианометр словенского художника сначала измеряет цвет неба, а затем изменяет свой собственный цвет, чтобы соответствовать небесной лазури. У люблянского цианометра также есть встроенный компьютер, который собирает данные о качестве воздуха из онлайн архива и показывает уровень загрязнения атмосферы в цветном диапазоне от красного до зеленого цвета. Всю эту информацию можно получить в режиме реального времени. Цианометр Барага также периодически фотографирует небо и сохраняет фотографии в архив, также доступный онлайн.
Люблянский цианометр полностью автономен, что касается источников энергии, поскольку он оснащен солнечной батареей и работает на солнечной энергии.