Туркменистанская молодежь хочет учиться за рубежом
Почему Аркадаг не стремится
в ассоциацию выпускников советских вузов?
В июне на заседании правительства вице-премьер Туркменистана Гадыргельды Мушшиков сообщил о переводе с 2021-2022 учебного года ряда туркменских вузов на хозрасчет. Так начинают реализацию плана, который вынашивают уже несколько лет. В число вузов, о которых идет речь, входят некоторые из важнейших в стране центров технического образования, в частности, в области нефтегазовой инженерии, финансов и экономики, а также архитектуры и строительства.
Трудно понять, как университеты будут оплачивать свои расходы. Возможно, имеется в виду плата за обучение. Однако сложно представить, зачем молодые люди должны обременять себя долгами, чтобы оплатить обучение в университете, диплом которого нигде в мире не признаётся. Да, и давно уже известно, что обеспеченные туркменистанцы предпочитают получать образование в таких странах, как Россия, Беларусь, США, Швейцария, Турция и Китай.
Вопрос о поступлении в высшие учебные заведения после распада Советского Союза всегда был больной темой, как для родителей, так и для самой туркменской молодежи. И дело не в нехватке вузов. В наследство от советской власти Туркменистану досталась немало высших учебных заведений, способных подготовить специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Но поступить в престижные институты и университет всегда было сложно. К таким традиционно относили технический, юридический и медицинский институты. Постепенно приоритеты сместились, котироваться стали специальности связанные с IТ-технологиями и нефтедобычей. Прежней осталась главная проблема - коррупция при поступлении.
В Туркменистане по разным оценкам высшее образование получают около 40 тысяч человек в год. Параллельно из года в год растет число молодых туркменистанцев предпочитающих обучение за границей. Сегодня таких около 100 тысяч.
Президент Гурбангулы Бердымухамедов при любой возможности подчеркивает, что "будущее государства зависит от здорового и образованного поколения". Понятно, что Аркадаг говорит не просто об образованной, но и патриотически-настроенной к своему государству молодежи. Республика декларирует большое внимание всестороннему развитию и становлению наших детей. Поэтому странно прозвучала новость о хозрасчете высшего образования. Понятно, что теперь число желающих уехать учиться за границу резко возрастет. И у этой истории есть два интересных пути развития.
В Америке, например, десятилетиями культивировалась результативная система формирования лояльно или дружественно настроенных по отношению к Соединенным Штатам политических и бизнес-элит в странах, студенты из которых в свое время получили образование в американских вузах в рамках международных образовательных программ. В настоящее время в мире насчитывается более 200 действующих и бывших премьер-министров и президентов, прошедших обучение в США. Среди них Тони Блэйр, Маргарэт Тэтчер, Герхард Шрёдер, Михаил Саакашвили, Виктор Ющенко. 80 членов правительства Саудовской Аравии получили образование в США, 75 членов парламента Кении обучались в американских университетах. На сайте США в Туркменистане есть специальный раздел посвященный получению образования в Штатах. Это получение высшего образования в Америке, стипендии, курсы изучения английского языка, программы для выпускников туркменских школ, культурные обмены и иные гуманитарные проекты. Подобный подход в отношении тюркских стран проповедует Турция, которая разработала несколько программ обучения на своей территории туркменских студентов.
У туркменистанцев есть выбор. За годы совместной жизни в границах единой страны сложилась хорошая традиция обучения в любой точке большого государства без привязки к месту рождения и жительства. Для советских граждан не имело значения, в каком городе и вузе получен диплом. К примеру, наш первый президент Сапармурат Ниязов - выпускник Ленинградского политехнического института. Первый трудовой стаж ему засчитали на Кировском заводе, где он работал формовщиком.
Статистика свидетельствует, что уроженцы Туркменистана учатся в более, чем шестидесяти государствах мира и львиная доля из них в странах постсоветского пространства: туркменистанцы стремится поступить в вузы Азербайджана, Армении, Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана, России, Таджикистана и Украины. Во всех этих странах до последнего времени преобладающим языком обучения был русский, что позволяет молодежи из Туркменистана без особых проблем выдержать вступительные экзамены. Это и является пока причиной того, что на долю Китая, США и Турции и прочих стран приходится сравнительно небольшой процент туркменистанцев. Повторюсь, взятки за поступление в отечественные вузы сравнимы по размеру с официальной оплатой обучения за границей.
И нужно понимать - по своей мультикультурной специфике, не имеющей мировых аналогов, университеты и институты бывших республик Советского Союза служат действенным средством формирования благоприятного климата межнационального общения выходцев из других стран.
В настоящее время свыше одного миллиона выпускников советских учебных заведений работают в более чем 170 государствах мира. Подавляющее большинство из них, получив образование в братских странах, успешно трудится у себя на родине и в других странах, занимает высокие государственные посты. Выпускниками российских (советских) вузов являются многие видные зарубежные общественные, политические и государственные деятели. Иностранные выпускники стремятся поддерживать связи и создали ассоциации и объединения в 70 странах. Для туркменистанской молодежи это очень важно, так как даёт возможность не только получить образование и совершенствовать его, но и поддерживать связи с товарищами по вузу по всему миру.
Сегодня в воздухе витает идея создания единой системы взаимодействия с выпускниками российских и бывших советских вузов. Ее нужно рассматривать в целях развития образования, привлечения в страну квалифицированных специалистов. Одной из важных для выпускников форм работы является оказание содействия в признании их документов об образовании, полученных в российских и советских вузах. Еще одним направлением работы ассоциаций и объединений выпускников является участие в отборе кандидатов на обучение за счет средств принимающей стороны и на контрактной основе.
Страны Центральной Азии активно подключились к работе сообщества выпускников. Однако Туркменистан в силу закрытости и недоверия ко всему новому не спешит воспользоваться возможностями, которые сами идут в руки. Мало того, кризис в стране приводит к тому, что многие туркменистанцы рассматривают получение образования за границей как путь к эмиграции.
Власти всеми силами препятствуют попыткам эмиграции, например, пытаются жестко лимитировать объемы денежных средств, которые родители могут переводить студентам. К тому же в Туркменистане недавно был составлен очередной ограниченный список зарубежных вузов, дипломы которых могут быть признаны внутри страны. До сих пор точно не ясно, на каких условиях в ближайшие годы будет возможна учеба за границей. И это при том, что сам Туркменистан не может похвастать высоким уровнем отечественного высшего образования.
Никто и ничто не вечно под луной. Какой Туркменистан достанется нашим детям? Для Аркадага вопрос тоже не праздный. Сегодня он активно продвигает на властный Олимп наследника - сына Сердара. Традиции Востока. Никто не сомневается в том, что наследник правителя займет кресло главного родителя страны. Другое дело, с какими сложностями он столкнется, возглавив республику. Несомненно, вопрос образования для туркменистанской молодежи станет для него не последним. Решить его могла бы система мер не только поощряющая учебу в стране и в странах бывшего СССР, но и создание условий для возвращения отучившихся туркменистанцев на Родину. Участие в работе ассоциации бывших выпускников советских и российских ВУЗов могла бы способствовать решению этих проблем. Не стоит думать, что вступление Туркменистана в ассоциацию выпускников советских вузов снимет все вопросы. Это лишь первые шаги в большой работе по повышению привлекательности образования в Туркменистане и признания туркменских дипломов во всем мире. Сверхзадачей было бы добиться желания иностранных студентов учиться в вузах Туркменистана. Пока, к сожалению, это мечта на грани утопии.