Спрогнозировано будущее российской экономики
Всемирный банк в ежегодном докладе (есть в распоряжении «Ленты.ру») оценил настоящее и спрогнозировал будущее российской экономики в условиях пандемии коронавируса и ее последствий, а также дал рекомендации по улучшению положения и интеграции в глобальный рынок.
Глубже некудаАвторы называют пандемию коронавируса причиной глубочайшей рецессии мировой экономики со времен Второй мировой войны. Согласно прогнозу, по итогам года глобальный ВВП снизится на 5,2 процента, после чего в 2021-м произойдет частичное восстановление с ростом на 4,2 процента. От 110 до 150 миллионов человек из разных стран могут оказаться за чертой бедности из-за последствий пандемии к концу декабря. Всемирный банк ожидает, что коронавирус еще долго будет оказывать влияние на мировую экономику.
При этом оно будет неоднородным и переменчивым. В начале пандемии мировые цены на основные энергоносители просели из-за резкого снижения спроса, а также из-за разрыва сделки ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Однако во второй половине года, особенно осенью — на фоне сообщений об успешных клинических испытаниях сразу нескольких вакцин — был зафиксирован рост котировок. Цены на нефть по-прежнему находятся ниже докризисного уровня, но стоимость большинства неэнергетических товаров выросла выше прежних отметок — во многом благодаря восстановлению китайской экономики, которая служит ориентиром для остальных.
Так, котировки большинства металлов только за третий квартал выросли в среднем на 20 процентов (серебро подорожало на 50 процентов к уровню второго квартала). Цена золота и вовсе достигла исторического максимума, поскольку многие инвесторы рассматривают его как наиболее надежный актив и перекладывались в драгоценный металл на фоне всеобщего спада и снижения ставок центробанками по всему миру.
ЦБ весь год снижал ключевую ставку, доведя ее до рекордно низкого значения в 4,25 процента годовых, однако к концу года стимулирующие меры были приостановлены. В конечном итоге ослабление рубля и геополитические риски привели к росту инфляционных ожиданий населения (считаются важным фактором при расчете инфляции), хотя общие тенденции по-прежнему остаются дезинфляционными. Также регулятор предоставляет банкам ликвидность через операции РЕПО (покупку у банков ценных бумаг с обязательством их последующей продажи), стимулируя их тем самым активнее кредитовать экономику.
Банковский сектор при этом показал устойчивость к кризису, хотя, по мнению авторов, худшие его проявления могут быть еще впереди. Наибольшие опасения аналитиков вызывает состояние балансов многих банков — на них скопились некачественные кредиты. Из-за введенных ЦБ послаблений к нормативным требованиям под многие «плохие» кредиты не создаются требуемые в обычной ситуации резервы, что в дальнейшем, в случае несостоятельности заемщиков, может привести к масштабным убыткам.
Вместе сильнееКроме того, пандемия коронавируса ударила по рынку труда, однако принятые государством меры (предоставление кредитов на выплату зарплат, отсрочки по кредитам, повышение пособий по безработице) смогли отчасти выправить ситуацию и сдержать рост безработицы. В итоге она выросла с 4,5 процента в прошлом сентябре до максимальных за последние восемь лет 6,3 процента в нынешнем октябре. К середине осени доля экономически активного населения восстановилась до прошлогоднего уровня в 75 процентов. При этом на 0,9 процентных пункта (с 12,3 до 13,2 процента) во втором квартале выросла доля населения, находящегося за чертой бедности. К концу года показатель должен снизиться до 11,6 процента. Без внедрение поддерживающих мер он вырос бы до 14,2 процента.
Согласно прогнозу Всемирного банка, российский ВВП по итогам 2020 года снизится на четыре процента, что лучше сентябрьских ожиданий. В 2021-м и в последующие годы развитие отечественной экономики может выйти на новый уровень, однако для этого необходима ее интеграция в мировую экономику, потоки прямых инвестиций и глобальные цепочки создания добавленной стоимости (ГЦС).
Все это позволит диверсифицировать экономику и повысить выгоду от традиционной торговли. Примерами для России могут служить Австралия и Канада, в прошлом уже переориентировавшие экономику с добывающих на обрабатывающие сектора. У России уже есть преимущества перед сопоставимыми странами с преимущественно сырьевой экономикой: у нее гораздо более обширные как внутренний, так и внешние рынки, а также большая доля внутренней добавленной стоимости, которая идет на экспорт. Из негативных сторон — низкий уровень диверсификации и сложности экспорта.
Если российским властям удастся добиться более глубокой интеграции в мировую экономику и ГЦС, в конечном счете это приведет не только к росту ВВП и созданию рабочих мест, но также и к достижению национальных целей, которым в стране в последнее время уделяется пристальное внимание.