ПРЕСС-РЕЛИЗ ICS DANUBE LOGISTICS SRL (DL)
Пять лет борьбы против незаконного исполнительного производства с целью захвата оператора молдавского
Уже пятый год ICS Danube Logistics SRL (DL), генеральный инвестор и оператор Международного свободного порта Джурджулешть (МСПД), и его голландский владелец, компания Danube Logistics Holding BV (DLH), противостоят незаконным попыткам захвата корпоративного контроля в DL и, как следствие, захвата компании под предлогом исполнения судебного решения по спору, в котором ни DL, ни DLH никогда не участвовали.
Законодательство Республики Молдова говорит однозначно: судебное решение может быть исполнено только в отношении ответчика, участвовавшего в деле и проигравшего его (должника), а не в отношении любых третьих лиц. Тем не менее, некоторые молдавские судебные исполнители и даже отдельные судьи утверждают, что на имущество, законно принадлежащее третьим лицам, не имеющим отношения к делу, тоже может быть наложено взыскание и арест. Эта неприемлемое юридическое допущение, не находит никакого подтверждения в молдавском законе и опирается исключительно на тот факт, что должник ранее был указан в документах как конечный бенефициар (UBO) компании . Более 10 судей, рассматривавших серию этих дел, отвергли такое допущение как необоснованное по молдавскому законодательству.
Двадцать судебных дел и счет продолжается
Юридическая сага включает более 20 дел в молдавских судах, в большинстве из которых оспариваются незаконные действия судебных исполнителей Романа Талмач и Георгия Боцан, а теперь и нового судебного исполнителя Думитру Маноле. Все трое действуют по заявлению и в интересах ICS Bemol Retail SRL (Bemol).
Молдавская компания Bemol – взыскатель по отношению к двум физическим лицам, которые ранее входили в руководство Bemol. В 2018 году Bemol добился в молдавских инстанциях решения в свою пользу по нескольким делам о возмещении ущерба за предполагаемое ненадлежащее управление. В настоящее время эти решения обжалуются в Европейском суде по правам человека.
Начиная с сентября 2019 года, Bemol предпринял серию исполнительных действий для взыскания по полученным решениям. Но вместо преследования активов и имущества, которые принадлежат тем должникам, которых суд обязал заплатить, Bemol и его судебные исполнители пытаются отобрать у голландской компании DLH её собственность – 100% уставного капитала молдавской дочерней компании ICS Danube Logistics SRL (“доля участия”). Так стало очевидно, что подлинное намерение Bemol состоит в получении контроля над МСПД – стратегическим инфраструктурным активом Республики Молдова.
Первая попытка захвата – признана незаконной Судом Кишинэу
В феврале 2021 года Bemol и назначенный им судебный исполнитель Роман Талмач (в настоящее время Председатель Союза судебных исполнителей Молдовы) предприняли первую попытку захватить контроль над долей участия в DL, используя процедуру так называемого “принудительного управления”. Г-н Талмач назначил специального управляющего, Ирину Селевестру, чтобы заблокировать все права голоса DLH, законного владельца DL, вывести прибыль DL путем принудительной выплаты дивидендов и тем самым обесценить компанию. Это было сделано тайно, без уведомления кредиторов, которым доля участия была заложена в обеспечение давних кредитов, выданных компании DL. Залогодержателями-кредиторами DL являются два банка – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Moldova-Agroindbank (MAIB).
Фактически, это была попытка захвата компании, которая привела к тому, что в 2021 году ЕБРР реализовал свое залоговое право и вступил в законное владение долей участия, и сохраняет это владение по сей день. Впоследствии Bemol делал в СМИ ряд заявлений о том, что ЕБРР якобы использовал подложные документы, и даже что никакого залога вообще не было. Эти утверждения были опровергнуты в молдавских судах, которые подтвердили законность права ЕБРР на долю участия в DL. В конце концов сам Bemol отказался от попыток доказать в суде, что залога ЕБРР не существует.
Кроме того, в мае 2021 года ЕБРР изменил способ контроля над DL, сменив договорной механизм по английскому праву на контроль через владение группой компаний Danube Logistics .
После трех лет судебных разбирательств Cуд Кишинэу вынес решение в пользу DLH и ЕБРР. В июле 2024 года суд постановил, что так называемое принудительное управление долей участия, предпринятое Bemol и судебным исполнителем Талмач, было незаконным. Bemol оспорил решение, и дело сейчас находится на рассмотрении Апелляционной палаты Кишинэу.
Вторая попытка захвата недавно инициирована по требованию Bemol
Несмотря на то, что первая попытка принудительного управления не удалась, в октябре 2024 года Bemol атаковал снова, используя точно такой же метод, но теперь прибегнув к услугам другого судебного исполнителя, Думитру Маноле.
В остальном вторая попытка принудительного управления повторяет первую, предпринятую три года назад:
• Она была инициирована тайно, без уведомления DLH и ЕБРР;
• она пытается полностью захватить полномочия владельца 100% доли участия, особенно право голоса и управления;
• она игнорирует тот факт, что DLH нельзя заставить выполнять решение 2018 года, вынесенное молдавскими судами, поскольку DLH никогда не был стороной в судебном и исполнительном производстве;
• она игнорирует тот факт, что DLH (а не лица, проигравшие судебное дело 2018 года) постоянно является законным владельцем DL (владея долей в 100% уставного капитала) с 2013 года и по настоящее время;
• она игнорирует вступившие в силу решения молдавских судов, признающие залог ЕБРР на долю участия;
• она игнорирует тот факт, что ЕБРР в настоящее время законно владеет долей участия, включая право голоса и получения дивидендов, в качестве залогодержателя и кредитора;
• и она игнорирует решение Суда Кишинэу, постановившее, что доля участия не может быть арестована в рамках принудительного управления со стороны Bemol.
Судебный исполнитель, Андрей Госик, который в интересах ЕБРР осуществляет исполнительное производство по обращению взыскания на предмет залога, вынес судебному исполнителю Думитру Маноле и управляющей Ирине Селевестру несколько определений и уведомлений о недопустимости нарушения законных прав ЕБРР на владение долей участия, но они, вопреки закону, продолжают их игнорировать.
И молдавская компания DL, и голландская DLH и ЕБРР оспорили последнюю попытку установления принудительного управления и ожидают рассмотрения заявления в молдавских судах.
Важно отметить, что последняя атака Bemol также поднимает вопрос о соблюдении Закона № 174/2021 о механизме рассмотрения значимых для государственной безопасности инвестиций. Согласно этому закону, правительственная комиссия должна предварительно одобрить любое изменение контроля в компании, которая осуществляет инвестиции “ значимых для государственной безопасности областях”, к которым относятся в том числе и компании-операторы портов.
Заключение
Последнее исполнительное производство, инициированное Bemol и поддержанное некоторыми представителями судебной системы, является частью рейдерской атаки, осуществляемой Bemol с целью получения контроля над Международным свободным портом Джурджулешть. Попытка отобрать у голландской компании DLH BV и у ЕБРР их активы в Молдове даёт повод инвесторам в Молдове задуматься о том, смогут ли они защитить активы, которыми владеют на законных основаниях, и каковы риски их утраты, например, под предлогом исполнения решения молдавского суда, которое не имеет к ним никакого отношения.