ШОКОЛАДНОЕ ДЕЛО
БЫТУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКОЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА ЯВЛЯЮТСЯ ВИННЫЕ ПОДВАЛЫ В CRICOVA.ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТО И ТАК. НО И НЕ ТАК! ПОСКОЛЬКУ У НАС УСПЕШНО ФУНКЦИОНИРУЮТ И ДРУГИЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЧЬЯ ПРОДУКЦИЯ ДАВНО ЗАСЛУЖИЛА ПРИЗНАНИЕ НЕ ТОЛЬКО В СТРАНЕ, НО И ЗА РУБЕЖОМ. И СРЕДИ НИХ, НЕСОМНЕННО, – ЭТО ФАБРИКА BUCURIA, ЯВЛЯВШАЯСЯ ЛИДЕРОМ ОТРАСЛИ, КАК ВО ВРЕМЕНА ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРИОДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ТАК И В НЫНЕШНИЙ ПЕРИОД РЫНОЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, КАК КОМПАНИИ УДАЕТСЯ ОСТАВАТЬСЯ ФЛАГМАНОМ ПИЩЕВОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ АГЕНТСТВА «ИНФОТАГ» ВЛАДИМИР СИДОРЕНКО ВСТРЕТИЛСЯ С ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ ФАБРИКИ BUCURIA, ДОКТОРОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК ЕКАТЕРИНОЙ ЧЕКИНОЙ. ПОБЕСЕДОВАВ, ОН УБЕДИЛСЯ В ТОМ, ЧТО УСПЕХИ ФАБРИКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, НО ДОСТИГАЮТСЯ ОНИ, ОТНЮДЬ, НЕ В ТЕПЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ. ВПРОЧЕМ, СУДИТЕ САМИ …
«И.»: Госпожа Чекина, каков штат руководимого вами предприятия?
Екатерина ЧЕКИНА: В настоящий момент 880 сотрудников, но осенью к нам для прохождения производственной практики должны прийти еще 200 учащихся из профессиональных училищ, и они также будут зачислены на рабочие должности. Когда же я пятнадцать лет назад пришла трудиться на фабрику Bucuria, то ее численность составляла 1400 человек.
Штат сократился потому, что многие трудоспособные граждане нашей страны отправились в поисках лучшей материальной жизни за рубеж. Пока что костяк нашего трудового коллектива составляют многие ветераны, а человек, возраст которого 50 и более лет, уже мало склонен к перемене рабочих мест. Впрочем, с дефицитом трудовых ресурсов сталкиваются многие предприятия Молдовы и наша фабрика в этом плане не исключение.
Хотя в последние годы мы значительно подняли зарплаты. А еще работники нашего предприятия получают денежную компенсацию на питание в размере 60 леев в день. В конце месяца она перечисляется им на отдельную специальную банковскую карту. Так, за 20 рабочих дней она составляет 1200 леев. За счет этих средств можно либо оплатить обед в фабричной столовой, либо приобрести продовольственные продукты в супермаркетах столицы. И, что немаловажно, эти суммы учитываются при расчете пенсий. Частично мы компенсируем также и транспортные расходы. Стараемся, как говорится на молодежном сленге, быть в тренде, идти в ногу с другими компаниями.
«И.»: Какова средняя заработная плата по предприятию?
Екатерина ЧЕКИНА: В 2024 г. она составила 13,7 тыс. леев.
«И.»: Будущих кондитеров готовят разные профессиональные училища. А много ли учащихся после их окончания приходят к вам на постоянную работу?
Екатерина ЧЕКИНА: Увы, мои наблюдения не вселяют оптимизма. Из общего количества учащихся процентов двадцать знают, чего они хотят достичь в жизни, остальные – нет. Как не прискорбно, но это, увы, факт.
«И.»: Ваша коллега, директор тоже крупного промышленного столичного предприятия в интервью с ней обращала внимание на то, что система профессионального обучения в Молдове требует иного государственного подхода. Она возмущалась по поводу того, что государственные ресурсы тратятся на профессиональное обучение специалистов и бездумно, и не эффективно. Она не понимала тех учащихся, которые без энтузиазма и старания обучались профессиональному ремеслу. Если оно тебе не по душе и работать по специальности не собираешься, то покинь училище, не занимай место другого ученика…
Генеральный директор полагала, что на законодательной основе следует обязать всех учащихся и студентов, получавших образование за счет бюджета, отрабатывать после окончания учебного заведения, минимум, два года по месту распределения. Вы поддерживаете такое предложение?
Екатерина ЧЕКИНА: Нет! Данное предложение противоречит интересам работодателя. Нам нужны работники, которые захотят сами работать и выполнять ежедневно сменное задание, а силой никого не заставишь трудиться.
«И.»: Если обязать новоиспеченного специалиста вернуть деньги государству, затраченные на его обучение, тогда трудовой эффект будет иным?
Екатерина ЧЕКИНА: Возможно. Но оценить это предложение должны опытные юристы. Кроме того, остается безответным вопрос: где он возьмет деньги, чтобы вернуть их бюджету?
«И.»: Какой объем продукции произведен фабрикой в минувшем году?
Екатерина ЧЕКИНА: В количестве 7,6 тыс. тонн. Надеемся, что и в нынешнем году выпустим, как минимум, столько же.
«И.»: В сравнении с советским периодом этот объем больше или меньше?
Екатерина ЧЕКИНА: В те времена фабрика Bucuria производила готовой продукции в 5 раз больше, чем сегодня.
«И.»: Производственные мощности предприятия позволяют увеличить выпуск продукции?
Екатерина ЧЕКИНА: Конечно! В последние годы наши производственные мощности задействованы не более чем на 40%.
«И.»: Почему?
Екатерина ЧЕКИНА: Из-за того, что упал спрос на карамель, значительно сократилось и ее производство. Раньше карамель составляла до 25% объема продаж. Основными ее потребителями были деревенские жители, а сегодня количество селян снизилось. В городах же, особенно в столице, покупатель отдает предпочтение шоколадным конфетам несмотря на то, что они дороже карамели. Все желают потреблять качественную продукцию и менее сахаристую.
«И.»: Карамельные конфеты худшего качества?
Екатерина ЧЕКИНА: Нет, конечно. Они тоже качественные, но более сахаристые. Доля сахара в одной единице до 40%. А нынче бытует такое поверье, что его потребление необходимо ограничивать. Хотя врачи предупреждают, что его заменители неблагоприятным образом воздействует на организм человека. Своим знакомым я рекомендую выпить чашку кофе или чая с конфетой, а не с сахаром. Одна конфета содержит его меньше по сравнению с чайной ложкой сахара. Лично я так поступаю.
«И.»: Какую именно конфету вы предпочитаете?
Екатерина ЧЕКИНА: Любую шоколадную, произведенную на фабрике Bucuria. Но если имеется выбор, то конфету Chișinău.
Впрочем, мы несколько отвлеклись. Имеется еще один немаловажный аспект снижения объемов производства – это большой импорт шоколадной продукции из Украины и России, цены на которую ниже, чем у нас. В первую очередь, за счет того, что в этих странах более дешевые энергоресурсы, да и стоимость сахара ниже. А еще в Украине и в России кондитерские фабрики более крупные. А чем больше объем продаж, тем меньше доля косвенных затрат и административных расходов на единицу выпускаемой продукции.
«И.»: В Румынии стоимость энергоресурсов и сахара тоже ниже, чем у нас?
Екатерина ЧЕКИНА: Ниже, но не столь значительно, как в Украине и России. Впрочем, румынский экспортер нам не конкурент. Основными конкурентами являются производители шоколадной продукции из восточных стран. У них рецептура производства конфет прежних известных названий такая же, как и у нас. И по качеству их продукция, например, «Птичье молоко» или «Красная шапочка» не уступает молдавской продукции, но при этом она дешевле. А в нынешнее непростое экономическое время молдавский потребитель выбирает то, что дешевле.
Не стоит скрывать и тот факт, что часть шоколадной продукции поступает в Молдову контрабандным путем, а значит, реализуется «с дисконтом». Да, Таможенная службаборется с этим негативным экономическим явлением, но, пока что перекрыть все имеющиеся незаконные каналы она не в состоянии.
«И.»: Каков процент из общего объема произведенной продукции фабрика отправляет на экспорт?
Екатерина ЧЕКИНА: Десять процентов.
«И.»: Не планируете увеличение доли экспорта?
Екатерина ЧЕКИНА: Нет. Потому что трезво оцениваем ситуацию. Для увеличения объема товаров на экспорт требуется большее количество продукции. Ее необходимо произвести, а с трудовыми ресурсами, как я уже отмечала выше, в нашей стране ситуация достаточно сложная …
«И.»: Что мешает просто изменить процентное соотношение между поставкой продукции на внутренний рынок и отправляемой на экспорт?
Екатерина ЧЕКИНА: Политика нашего предприятия такова, что, прежде всего, мы должны удовлетворить спрос на нашу продукцию на местном рынке, а затем уже на зарубежном.
«И.»: Увеличение доли экспорта позволит предприятию получить больший доход. Разве это плохо?
Екатерина ЧЕКИНА: В целом, увеличение продаж приносит больше прибыли, и не зависит, где мы продаем продукцию - на местном или на зарубежных рынках. Но поставка продукции на экспорт – величина не постоянная. Обратно вернуться в прежних объемах на молдавский рынок не получится, поскольку конкуренты быстро займут нашу нишу.
И еще, как бы пафосно мои слова сейчас не прозвучали: Bucuria- это молдавское предприятие. И на экспорт мы отправляем продукцию не в ущерб местному потребителю.
«И.»: В какие страны экспортируется продукция фабрики Bucuria?
Екатерина ЧЕКИНА: В более чем 15 государств, среди них Украина, Израиль, Польша, Болгария ... А самый большой зарубежный потребитель нашей продукции - это граждане Румынии. Им наша продукция очень нравится.
«И.»: Если в соседнем государстве имеется значительный спрос на вашу продукцию, то почему румынские бизнесмены не организуют выпуск аналогичных шоколадных конфет в своей стране?
Екатерина ЧЕКИНА: Производство шоколадных конфет с «чистого листа» очень дорогостоящее дело. Стоимость одной технологической линии свыше 4 млн. евро. Притом, что она может обеспечить выпуск ограниченного ассортимента продукции.
«И.»: Сколько на фабрике Bucuria технологических линий?
Екатерина ЧЕКИНА: Двадцать восемь.
«И.»: Все они зарубежного производства?
Екатерина ЧЕКИНА: Нет. Имеются линии, изготовленные еще в советские времена. Впрочем, в ту пору все технологические линии разрабатывались конструкторским бюро нашей фабрике и изготавливались тоже у нас.
«И.»: Сегодня отдельные линии по-прежнему изготавливаются на фабрике?
Екатерина ЧЕКИНА: Нет. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимы новые современные линии значительно большей технологической мощности. Сегодня недопустимо изготавливать на одной линии в течение смены только тонну продукции. Это очень мало. А современное пищевое оборудование производится за границей.
Что же касается нашего конструкторского бюро, а также участка по изготовлению линий, то мы их закрыли. Молодежь не желала работать там, а люди пенсионного возраста уже не могли там трудиться. Последняя работа наших специалистов - эта модернизация технологической линии конфет Chișinăul de seară («Вечерний Кишинев»).
А еще следует понимать, что покупка технологических линий – это не простой процесс. Сегодня концерны, производящие пищевое оборудование, изготавливают линии большой мощности. Например, с их помощью можно выпускать за смену 8 тонн продукции. Но потребительские возможности населения Молдовы ограничивают спрос, да и в зарубежных государствах имеются свои предприятия, производящие кондитерские изделия, адаптированные к потребительским предпочтениям тамошних граждан. Приходится просчитывать много вариантов.
«И.»: Какую сумму налогов и взносов предприятие внесло в различные бюджеты в 2024 г.?
Екатерина ЧЕКИНА: За 2024 г. налогов мы перечислили 81,9 млн. леев, взносов - 44,2 млн. леев.
«И.»: Каков финансовый результат по итогам работы за прошлый год?
Екатерина ЧЕКИНА: За 2024 г. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, составила 47 млн. леев. При этом хочу отметить, что за последние 13 лет наши акционеры половину прибыли оставляют на развитие фабрики, а вторую направляют на выплату дивидендов.
Полагаю, что вашим читателям будет интересно узнать, что за счет средств, ежегодно оставленных на развитие предприятия, приобретается современное технологичное оборудование, позволяющее выпускать высококачественную продукцию, которая пользуется большим покупательским спросом как в нашей стране, так и за рубежом.
«И.»: Во времена Советского Союза, фабрика Bucuria одно из немногих предприятий получало для производственных целей какао-бобы, приобретаемые в одном из государств африканского континента. В настоящий период таких поставок нет. Но при производстве шоколадных изделий вы по-прежнему используете какао как сырье?
Екатерина ЧЕКИНА: Разумеется. Мы используем какао при производстве конфет. Это какао тертое, какао порошок и какао масло. Все перечисленные продукты получаются от переработки какао бобов. В нынешние времена мы не имеем возможности закупать какао бобы. Они скупаются на рынках большими международными корпорациями. Приобретаем сырье на бирже, полученное в результате переработки какао бобов. Хочу отметить, что за последний год цены на какао продукты выросли в три раза.
«И.»: Не проще заключить договор на поставку какао в Молдову непосредственно с африканской стороной напрямую?
Екатерина ЧЕКИНА: Это невозможно. Мы очень маленькая страна. И не один дистрибьютер не будет организовывать доставку бобов какао в Молдову из Африки. Сегодня, несмотря на то, что мы располагаем оборудованием для измельчения бобов, никто их нам не продаст. Поэтому какао продукты мы приобретаем на международной бирже и по рыночным ценам.
«И.»: Какие новые виды продукции планируете выпускать?
Екатерина ЧЕКИНА: Выпуск новой продукции – процесс продолжительный. Временной период от момента задумки и до поступления продукции на прилавки магазинов порой может длиться год-полтора, поскольку помимо разработки новой рецептуры, необходимо оформить заказ на дизайн этикета и многое другое. Мы надеемся, что в начале следующего года потребители нашей продукции увидят новинку. Она вроде, как прежняя конфета, знакомая многим, под названием Ursulet, но в то же время и не такая. Надеемся, что она понравится потребителям, а цена будет ниже, поскольку оборудование, производящее этот вид продукции, позволяет выпускать за смену значительно большее количество конфет.
В этом году мы планируем установить новую линию для производства вафель, что позволит выпускать более качественную и безопасную продукцию.
«И.»: В первые два летних месяца покупательский спрос на продукцию фабрики Bucuria традиционно снижается. Потому в июле почти весь коллектив предприятия отправляется в отпуск. Но уже в августе потребительский спрос существенно возрастает. При этом детские сады в этом месяце все еще не работают. И у мам-работниц фабрики, имеющим дошколят, возникают проблемы с кем их оставлять. Как на руководимом вами предприятии решается эта проблема?
Екатерина ЧЕКИНА: Вопросы возникают и у мам, имеющих детей первоклассников, их тоже не оставишь одних дома. Но в целом у нас такие проблемы не возникают так часто. А если и возникают – они решаются в частном порядке, не в ущерб родителя и рабочему процессу.
«И.»: Для снижения производственных затрат руководство фабрики желает импортировать сахар, поскольку он якобы дешевле, чем местный? Скажите, фабрика не наносит этимфинансовый урон молдавским производителям сахара?
Екатерина ЧЕКИНА: Цена импортного сахара не якобы, а действительно ниже стоимости молдавского, пищевые качества которых одинаковы. И так полагаю не только я, но и другие предприятия, использующие сахар в качестве сырья. Но молдавские производители сахара в такой ситуации, как и мы: маленькая страна, завышенная себестоимость произведенной продукции. Будучи экономистом, хочу пояснить: чем дешевле сырье, тем ниже себестоимость продукции. Тогда и продажные цены будут меньше. Необходимо еще заметить, что импортировать сахар не так легко и доступно, учитывая, что на импорт сахара установлены квоты.
Хочу сказать, что наша фабрика поддерживает местного производителя через другие закупки на молдавском рынке. Так, в 2024 г. было приобретено сырья молдавского происхождения на сумму более 75,6 млн. леев (без учета НДС) или 4700 тонн разной продукции. Например, сахар, мед (потребление натурального меда в год около 160 тонн), чернослив, вишня, заспиртованный виноград, мука, яблочная паста, разные фруктовые джемы …
Но основное сырье мы завозим из-за рубежа (какао продукты, фундук, арахис и другие). А за импорт уплачиваем немалые таможенные пошлины, которые включаются в себестоимость продукции. Пошлины платим даже за те продукты, которые у нас не выращиваются и не производятся.
«И.»: Формат интервью имеет свои ограничения. К сожалению, мы не смогли поговорить с вами о том, как коллектив фабрики Bucuria добивается столь высокого качества продукции?
Екатерина ЧЕКИНА: Полагаю, что с агентством «ИНФОТАГ» это наша не последняя встреча. А что касается рассказа о качестве нашей продукции, то, несколько переиначив крылатую фразу, скажу: «О качестве продукции нужно не говорить 100 раз, а лучше один раз пробовать». Полный ассортимент нашей продукции – это 220 ее видов.
Кроме того, наши кондитеры (cofetarii) еще и изготавливают на заказ шоколадные торты. Особенно большим спросом они пользуются ближе к новогодним праздникам. Тогда их объем в течение месяца достигает 300 килограмм. Изготовленный работниками фабрики шоколадный торт – это произведение искусств ручной работы!
«И.»: Благодарю вас за познавательную беседу. Полагаю, что она будет интересна читателям. Впрочем, пусть они оценивают ее сами …