Молдова – клоака для запредельных афёр
То, что у нас пышным цветом расцвёл грабёж, как говорится, по крупному и в наглую всего и вся: государственной собственности и финансовых ресурсов, а также собственных граждан, как правило, без каких-либо юридических последствий, уже стало обыденным и даже заурядным явлением. И всё же отдельные афёры поражают воображение своими гигантскими масштабами, никак не вписывающимися в серые будни самой бедной страны Европы. Особенно в последнее время в Молдове в наращивании, не иначе как криминала, «успешно» берутся планки, о которых даже в больших государствах и не мечтают.
Почему успешно? Да потому, что всё сходит с рук, как организаторам, так и исполнителям.
Например, мы так до сих пор и не узнали о привлечении к ответственности лиц связанных с прошлогодним оглушительным скандалом, неожиданно озвученным главой Высшей судебной палаты Михаем Поалелунжем. Как оказывается, в течение 2010-2013 годов вывели из России через Moldindconbank около 700 миллиардов российских рублей.
А ведь с 2007 года в нашей стране вроде бы действует закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, который предписывает сообщать компетентным органам о любых перечислениях, превышающих 500 тысяч леев. А те, в свою очередь, обязаны незамедлительно информировать органы уголовного преследования после возникновения разумных подозрений в отмывании денег.
Получается, таким образом, что пока Михая Поалелунжа, надо полагать, не обязали зарубежные структуры выступить с этими разоблачениями, ни у кого за все эти годы «разумных подозрений» не возникало?
Суть молдавского участия состояла в том, что иностранные компании заключали договоры займов. Поручителями по этим фиктивным договорам выступали жители Молдовы, из которых, кроме изжоги, нечего отжать, и о которых говорят: «Гол, как сокол».
Когда приходило время платить по таким долгам, обращались в суд с иском к своим должникам, с одной стороны, к российским фирмам-однодневкам, а с другой, к гражданам Молдовы. Ответчики полностью признавали исковые требования на 500-800 миллионов долларов!
Молдавские судьи, известные своим бескорыстием, незамедлительно выносили судебные решения о взыскании задолженности, не заморачиваясь тем, что речь идёт о суммах, сопоставимых с годовым государственным бюджетом страны. Их приказы по накатанной передавались судебным приставам, которые, в свою очередь, открывали счета в Moldindconbank. Здесь же к тому времени соответственно и заблаговременно были оформлены корсчета российских банков, задействованных в данной схеме.
После этого переводились миллиарды рублей в Moldindconbank. В тот же или на следующий день они конвертировались в иностранные валюты и выводились за рубеж в латвийский банк Trasta Komercbanka, а из него далее по укромным местам.
С молдавской стороны было задействовано более двадцати судей, которые приняли свыше пятидесяти судебных приказов, и, по сути, легализовали проводки из России на 18,5 миллиардов долларов.
Обнародованы и имена судебных приставов. Среди рекордсменов: один умудрился взыскать 530,4 миллиардов рублей. Остальные оказались «поскромнее». Если по ранжиру, то на втором месте 76,3 миллиарда, на третьем – 50 миллиардов и на четвёртом – 39,8 миллиардов рублей.
Все они: и судьи и судебные приставы, как ни в чём не бывало, по-прежнему на страже закона. Разумеется, в меру своего личного восприятия правосудия, как такового.
Конечно, Николая Циповича, Корнела Морару, Павла Григорчука и Михаила Амерберга можно держать за решёткой и уже не первый месяц на основании «резонных подозрений», а здесь, похоже, никто и в ус не дует.
И вот новый оглушительный скандал. Два с небольшим месяца назад Banca de Economii разместил в Banca Sociala 11,1 миллиардов леев. Banca Sociala, в свою очередь, уступил право требования финансового обязательства уже на 18 миллиардов третьему лицу. Фактическим собственником этих 18 миллиардов леев стал некто, имя которого до сих пор покрыто мраком.
Как видим, и здесь астрономические суммы, которые, в принципе, априори неподъёмны для этих банков. По итогам девяти месяцев 2014 года все активы Banca de Economii, включая движимое и недвижимое имущество, составляли лишь 11,7 миллиардов леев, а Banca Sociala – 6,4 миллиарда. То есть со всеми их «потрохами» никак без чьих-то вливаний со стороны эти суммы не собрать.
В то же время Национальный банк Молдовы из государственных резервов в течение ноября-декабря продал валюты на 551 миллион долларов, за вычетом мелких её покупок, в том числе в декабре – на 387,8 миллионов. Астрономические и беспрецедентные интервенции, которые, без всякого сомнения, должны были вернуть лей, если не к 13,5 за доллар, как прогнозировалось во всех разработках на 2014 год, то к 15 леям, как минимум.
По авторитетному мнению экс-премьера Иона Стурза: «По всей видимости, мы присутствуем при новой МЕГАафере в банковской системе, которой управляет Нацбанк». И, похоже, что так.
Но тогда это уже далеко выходит за пределы общепризнанных понятий «добра» и «зла». А наши западные кураторы, до последнего времени считавшие Молдову «историей успеха», должны непременно не только посыпать свои головы пеплом, а и незамедлительно покинуть занимаемые высокие должности, так как они вводили в заблуждение уже свой электорат, который вовсе не такой аморфный, как молдавский.
А что остаётся нам?
Так это и дальше безропотно подставлять свои уши для сладкоречивых обещаний наших избранников. Нужно ещё совсем немного потерпеть, и райские кущи непременно снизойдут на нас. Вот только министерские кресла и финансовые потоки разделят…