3. Наука и техника
06:28 - 12.03.2015
10.00

Для Земли открытие Америки посчитали важнее ядерных взрывов

источник: lenta.ru А+ А-

Антропоцен — новая геологическая эпоха Земли, связанная с деятельностью человека — начался примерно в 1610 году. Тогда вымирание индейцев от занесенных европейцами болезней привело к резкому падению углекислого газа в атмосфере, а между Старым и Новым Светом произошел масштабный обмен видами животных и растений. С такой теорией выступили ученые из лондонского Университетского колледжа, авторы статьи в журнале Nature.

Для выделения новой геологической эпохи она должна соответствовать двум критериям: экосистема Земли должна серьезна измениться, а ученые обязаны указать на хронологически конкретный эпизод таких изменений, следы которого сохранились в скальных породах, льдах или донных отложениях океанов. Например, можно вспомнить о слое иридия, который связывают с гигантским метеоритом, истребившем динозавров.

Ученые сравнили две даты, наиболее близкие этим критериям: контакт Старого и Нового Света в XVI веке, и начало ядерных испытаний по всему миру в 1940-50-х годах. В январе несколько ученых заявило о том, что антропоцен начался 16 июля 1945 года, когда США взорвали свою первую атомную бомбу.

Однако авторы новой статьи считают 1610 год более сильным кандидатом. Обмен растениями (пшеница, кукуруза, картофель) и животными (лошадь, собака, корова) между Европой и Америкой является беспрецедентным в истории Земли по своей скорости.

Нашли ученые и конкретное проявление открытия Америки на планетарном уровне: около 1610 года содержание углекислого газа в атмосфере существенно сократилось (об этом свидетельствуют ледяные керны Антарктиды). Случилось это в результате колонизации Нового Света европейцами. Войны, подневольный труд, занесенные из-за океана болезни привели к смерти нескольких миллионов аборигенов. Из-за этого, по мнению ученых, в Новом Свете практически исчезло земледелие, усилился рост лесов и другой растительности, поглотившей из воздуха немало CO2.

«Столкновение Старого и Нового Света обозначило начало современного мира. По мнению многих историков, именно ввоз американских сельскохозяйственных культур, наряду с доступным углем, сделал возможным промышленную революцию. Та же многократно усилила воздействие человека на экосистему планеты. С геологической точки зрения начало XVII века совпало с последним масштабным похолоданием накануне глобального потепления антропоцена», - отмечает ведущий автор статьи географ Саймон Льюис (Simon Lewis).

Авторы исследования уделили место и 1964 году, отмеченному максимальными выбросами радиоактивных осадков из-за испытаний ядерного оружия. Взрывы оставили четкий след во многих геологических породах, и влияние человека на планету к середине XX века стало серьезным. Однако эти два явления прямо не связаны друг с другом, а изменить Землю ядерное оружие сможет только в случае масштабного конфликта с его использованием, утверждают ученые.

Под антропоценом в 1980-е годы эколог Юджин Стормер (Eugene Stormer) предложил понимать геологическую эпоху, которая приходит на сменуголоцену и характеризуется существенным влиянием человека на биосферу Земли.

Хотя точка зрения ученого не нашла всеобщей поддержки (прежде всего из-за того, что степень влияния человека на экосистему планеты все еще недостаточно хорошо изучена), в последнее время она приобретает много сторонников. Среди авторитетных ее последователей — нобелевский лауреат по химии Пауль Крутцен (премию получил за исследования озоновых дыр), который уже использует понятие о такой геологической эпохе в своих трудах.

Опублікував:Любитель Юрий