Левая конфликтология
Кто такие левые, настоящие левые и псевдо-левые.
Перед тем, как начать разбираться в причинах постоянных битв на левом политическом фланге, следует определиться с терминологией. Возможно именно в четком понимании того, что такое левый политический фланг Молдовы на самом деле, кроется разгадка феномена взаимоотношений между левыми партиями.
В классическом понимании политологии левые партии можно определить по следующим базовым признакам: они выступают за перемены в обществе, за стирание границ между людьми – расовых, национальных, религиозных, классовых и даже половых. В экономическом плане традиционные левые ратуют за доминирование коллективной собственности над частной. Исходя из упомянутых принципов, левые партии в мире, и особенно в Европе, находятся в авангарде защиты трудящихся, национальных, религиозных и сексуальных меньшинств, а также выступают против укрупнения капитала и олигархизации.
В тоже время, настоящие правые партии, это те партии, которые выступают за сохранение традиционных ценностей для той страны, или того социума, от имени которого они выступают. Они, в основном, традиционалисты и консерваторы в социальной жизни и сторонники превосходства частной собственности в экономике.
Ну что, узнали наших молдавских левых? Уверен, что нет. Потому, что наши «левые» имеют больше признаков правых. И это вполне объяснимо. Как сказал один комментатор на форуме ava.md: – «Посмотрим, какие они левые, поддержат ли они Путина, или нет». В этой короткой фразе, комментатор сам того не ведая, дал наиболее краткое и емкое описание главного признака молдавских левых политических сил, быть левым – БЫТЬ ЗА ПУТИНА.
А вот как писал о ПКРМ один «левый» журналист» – или она (партия) станет пророссийской, или она исчезнет.
И так, многие убеждены, что левые партии – это обязательно партии-симпатизанты Путина (Путин – великий) и России (Великая Россия).
Сам В.Путин, к слову сказать, политик скорее правого или даже ультра-правого толка, что ясно видно из его ежегодных посланий к россиянам, и из проводимой им политики.
Справедливости ради скажем, что к правыми партиям в Молдове принято относить тех, кто выступает за объединение с Румынией и называет Россию оккупантом, что также является их главным отличительным признаком, а в остальном эти партии совершенно не соответствуют традиционной международной классификации партий правого толка.
Четкого определения согласно «молдавской политологии» не имеют ДПМ и ЛДПМ, так как они не вписываются в этот ряд. Для этих проевропейских партий нашли нишу в центре, для одних левый центр - ДПМ, для других правый центр - ЛДПМ.
История деградации
Вначале 90-х казалось, что с левым движением в Молдове покончено. Только что распался СССР, в стране начался национальный подъем, основные лозунги того времени: «долой пережитки прошлого», «коммунизм - зло», «наш путь – капитализм», «завалим помидорами весь мир», и прочие как реальные так и бредовые тенденции, казалось бы, ставили крест на левом фланге в политическом поле Молдовы.
Тогда тоже были попытки создать прото-левые движения, как например Интердвижение, или другие политформирования, которые условно можно было отнести к левым. Но возродившаяся, из остатков КПСС, ПКРМ это поле практически монополизировала. Однако жизнь внесла свои коррективы, и уже с конца 90-х предвыборные бюллетени запестрили «трудовой символикой», левых партий стало много. Конечно, все они и близко не могли тягаться с партией Воронина, но, тем не менее, предвыборную активность проявляли.
Отметим, что поначалу ПКРМ была действительно левой партией. Партия выступала за права простых людей, за социальную справедливость. И что главное, длительное время ей удавалось балансировать между Россией и ЕС с США. Создавалось впечатление, что наконец-то появилась нормальная левая промолдавская партия. В дальнейшем Воронин этот баланс потерял, склоняясь то в одну, то в другую сторону.
В 90-х годах развернулась борьба между левыми партиями Молдовы. Избирательный блок «Социалистическое единство», Партия коммунистов Республики Молдова, Партия Социалистов, Социал-демократическая партия, «Социал-демократический блок Speranta (Надежда)», Объединенная партия труда Молдовы, Партия социально-экономической справедливости Молдовы – это список левых партий, участвовавших в выборах в Молдавский парламент в 1998 году.
На первых порах борьба между ними носила идейный характер. Каждая партия стремилась доказать, что именно она более народная, более социальная, более демократическая.
После прихода коммунистов к власти, появился шанс на объединение левых партий вокруг ПКРМ. Был даже создан единый блок. Но в силу разных причин, прежде всего субъективного характера, идея не получила развития.
И снова левые партии начинают между собой непримиримую борьбу, выливая друг на друга ушаты грязи. С каждыми последующими выборами взаимная ненависть только росла и настоящего апогея достигла в последние годы, когда локомотив левых сил ПКРМ потеряла власть.
Тут-то и выяснилось, что партия коммунистов - отличная кузница левых кадров для новых партий. Практически каждый, кто вышел из партии, естественно из ее высших эшелонов, посчитал своим долгом создать свою собственную партию. И это вполне понятно, ведь они все видели, какой это выгодный бизнес – партийное строительство в Молдове.
Продолжение распада. Ростки от коммунистического ствола.
Партия Игоря Додона (ПСРМ), Партия Вадима Мишина (Возрождение), Партия Виктора Степанюка (НСП), Партия Владимира Цуркана (Единая Молдова) – все они выросли из «Воронинской шинели».
Этот ряд можно продолжить другими левыми – СДПМ (Виктор Шелин), Патриоты Молдовы (Михаил Гарбуз), Регионы (Михаил Формузал), Коммунистическая партия реформаторов Молдовы (Руслан Попа), Равноправие (Клименко), и это только активные игроки. А сколько еще партеек, в которых состоят по несколько человек? Все они нещадно воюют друг с другом, не жалея сил на взаимное очернение и уничтожение.
И вот здесь мы подходим к самому интересному, к вопросу, который постоянно задают левые избиратели – ПОЧЕМУ и ЗА ЧТО они воюют? Почему столько левых партий, выступающих за абсолютно одинаковые цели, под одинаковыми лозунгами, с одинаковой идеологией?
Ответ простой. Они воюют за право быть «лучшими друзьями России». Они убеждены, что как только они отвоют это право, так сразу Россия даст им ярлык на правление в Молдове.
Вы помните, как известного своими пророссийскими взглядами, первого, начавшего борьбу за вхождение в Таможенный союз, Виктора Шелина не пустили в Москву, отправив его обратно в Кишинев? Как это могло случиться? А очень просто. Другой «друг России» убедил, что Шелин - конкурент, что надо послать знак молдавским избирателям, что он больше не друг России. Знак дали – Шелин выборы проиграл.
Вот такая победа социалистов над социал-демократами.
Даже сейчас, когда до парламентских выборов далеко, левые продолжают свое традиционное занятие – взаимное уничтожение. Социал-демократы мочат социалистов, те в свою очередь не оставляют в покое коммунистов Воронина. Представители социалистов, увольняют с ТВ журналиста, сочувствующего в целом левому движению, но не склонившего голову персонально перед Додоном. Вот такой левый зверинец. Сразу скажу, на другом фланге и в центре картина тоже не однозначная, но это совсем другая история.
Ну и конечно, уже ставшие традиционными для нынешних политиков предательства, как же без них. Ирина Влах, на которую социалисты истратили значительный человеческий, материальный и медийный ресурс, чтобы посадить ее в кресло башкана Гагаузии, уже дала понять, что предпочитает работать с Кишиневскими властями, а не с лидерами ПСРМ. И даже отказалась отдать свой голос, за внесение инициативы о вотуме недоверия правительству, который хотели выдвинуть социалисты.
И только наивные, рядовые, левые избиратели, из года в год задаются одним и тем же вопросом: почему левый фланг, вместо того, чтобы объединиться в единый кулак, продолжает дробиться на десятки партий и движений, в итоге проигрывает выборы, не набирая контрольный пакет голосов в парламенте.
Каждый раз эти бедняги взывают к своим партийным боссам с просьбой прекратить грызню и объединиться. И до какого-то момента эти самые боссы подыгрывают своему электорату, и наперебой заявляют, что готовы ради общих целей идти одной колонной. И более того, Кремль, который считается куратором всех молдавских левых партий, прилагает нечеловеческие усилия, чтобы объединить левых. Но результат все время один и тот же. Почему?
Открываем секрет – Параллельные вселенные?
Попробую открыть секрет, который думаю, на самом деле известен всем, но каждый раз те, кто отдает голос за левые партии, пытаются себе внушить, что на этот раз все будет по-другому, лишь бы они победили, лишь бы не пришли к власти правые. Так почему же?
Ответ очень простой – это внутривидовая борьба за выживание. Наши левые поняли, что мало просто критиковать власть, гораздо важнее критиковать «братьев по разуму». Ведь они борются за умы одних и тех же людей. У них одни избиратели. И их не так много, на всех не хватает.
Алгоритм прост как валенок. Если бы эти люди действительно хотели добиться тех целей, которые они (все левые партии) декларируют, они бы, без всякого сомнения, объединились. Даже если бы данный конкретный лидер пошел бы не первым в партийном списке, а десятым, все равно общие цели были бы достигнуты. Но вся беда в том, что почти каждый лидер, имеющий свою партию, прежде всего, преследует свои, узко корыстные цели и надеется, посредством участия в политической борьбе, решить стоящие именно перед ним проблемы. Ну что же тут поделаешь, не часто у нас встречаются искренние политики, для которых интересы страны приоритетнее собственных интересов.
Выходит, что левый электорат и левые политики, это два рельса, которые вроде бы идут параллельно, но вопреки выводам ученого Лобачевского, даже где-то в бесконечности Вселенной никогда не пересекутся. Может быть, даже не просто рельсы, а рельсы и поезд. Левый электорат – рельсы, а левые политики – поезд, который пользуется рельсами для достижения своей цели время от времени, а потом рельсы просто лежат себе на дороге. Но рельсы на то и существуют, чтобы по ним бегали поезда, и поезда эти могут быть разные. Так что на станцию назначения «Парламент» рельсы могут доставить совсем других пассажиров, пока кто-то занят вырыванием чубов у себе подобных!
Грызня левых за правое дело
Так и получается, что партии, приходящие к власти в последние годы, научились наступать на горло своим амбициями, и вместо местечкового бонапартизма демонстрируют сотрудничество в достижении поставленных задач, а левые все продолжают выяснять, кто из них левее.
Неприятно наблюдать, как рядовые сторонники одних левых партий «бьются» со своими коллегами по левому флангу из других партий. Иногда, знакомясь с их баталиями в социальных сетях, задаюсь вопросом – господа, вы не озверели случайно? Мат, призывы убивать, постоянные взаимные оскорбления, обещания расправы стали характерным стилем общения сторонников левых партий.
И вот здесь главный вопрос, которых меня волнует в этой теме, имеющий скорее философскую основу – Социопатия и агрессия многих сторонников левых партий, она вызвана тем, что они исповедуют «левую» доктрину в молдавском варианте, или же они стали левыми потому что именно в этих партиях они могут раскрыть всю свою ненависть к оппонентам?