Евгений Собор: «Молдова с лицом ложной демократии Европе не подходит».
«Лучший аргумент против демократии –
пятиминутная беседа с избирателем».
У.Черчилль
Демократии конец? Или она временно сдаёт позиции? Существуют различные точки зрения. Либералы считают, что, благодаря им, демократия у нас «в шоколаде», и её не надо трогать. Коммунисты, социалисты и социал-демократы считают, что либерализм – это демократия бедности. Это грубое нарушение прав человека на достойную жизнь, на инакомыслие. А недавно появившаяся «новая волна» из бывшей элиты заметила, что что-то неладно в «датском королевстве». А что говорит «real politic» молдавской действительности? Как смотрит на нас Европа?
За последнее время я обратил внимание на странную особенность молдавской демократии. Захваченные вихрем перемен, попробовав европейский наркотик, мы перестали задумываться и отдавать себе отчёт в том, какая у нас реальная демократия? Почему она не созидательна? Почему под стягом демократии и на глазах либералов и демократов у нас поджигается парламент и президентский дворец? Почему в «теплице демократии» прекрасно растёт олигархическая власть, коррупция, бедность населения? И, наконец, почему демократия больше всего используется для достижения партийных, клановых целей и в борьбе за сохранение власти. Вопросы, вопросы, вопросы. От них берёт оторопь, потому что многие из них остались без ответов.
А правда состоит в том, что на смену тоталитарному режиму пришла не подлинная демократия, народовластие, а олигархическо-клановая политическая система, породившая две Молдовы. Одна – абсолютного меньшинства, сытая, самодовольная, алчная, циничная, и другая – почти абсолютное большинство (по последним опросам 85%), - бедное, нищее и бесконечно терпеливое. У этих двух Молдов одна надстройка – псевдодемократия. Политическая система неэффективна, «стволовые клетки» демократии не работают на созидание, прогресс, справедливость. Они мертвы. Иначе говоря, наша демократия оказалась «мёртворождённой».
Кто виноват? Почему это случилось? История знает немало драматических случаев борьбы за свободу, демократию и справедливость. Француженка Жанна д’Арк воевала на баррикадах за эти ценности, а многие её офицеры – за титулы, богатство, привилегии или деньги. Разве у нас не случилось такое? Мы построили дряхлую Систему. Её ресурс устарел, износился, приспосабливается к текущему моменту выживания власти.
У нынешних либеральных демократов, как говаривал классик, на словах – государство, а в мыслях – пирог с казённой начинкой.
Запретить, не пущать, посадить, кидануть, предать, воровать – это и есть стилистика «молдавской демократии». Негоже, господа хорошие. Хотите править как большевики, а жить как Плахотнюк. В определённом смысле слова мы стали свидетелями «вторжения» в тело демократии осколка неосталинизма. Нисколько не драматизируя, скажу так: наши «евроинтеграторы» надули щёки и делают вид, что у нас вполне европейская демократия. В реалиях она хворает неврозами кланового олигархизма и навязчивых недемократических правил игры. Мы сегодня столкнулись с эффектом обманутого ожидания.
Подведём некоторые итоги нашей либеральной «демократии в шоколаде».
Первое. Настало время элите отважиться и посмотреть правде в лицо и признать, что в Молдове не работает сама демократическая Система. Где рынок – не рынок, демократия – не демократия, государство – не государство, закон – не закон. Более того, демократия тонет в политических галлюцинациях: не любить свою страну, наших предков, продать её за мзду или безделушку на лацкане.
Второе. Политический уклад современной Молдовы превратил демократию в обслугу клановых и олигархических интересов, средство обогащения. Больная демократия привела к тому, что в Молдове политика и мораль стали несовместимы. Де факто политическая система не обеспечивает фильтры, различного рода сдержек и противовесов против олигархических сил, влияющих на принятие решений. Следовательно, напрашивается серьёзная модернизация всей политической Системы.
Третье. Сегодняшняя политическая элита, как класс, как корпорация – вряд ли согласится на вторичную демократизацию. Она живёт вне морали, тем самым понятие демократии дезавуируется напрочь, неизбежно превращается в тиранию. Об этом ещё древний философ Платон предупреждал. Выход один – новое интеллектуальное сопротивление. Когда интеллигенция осознает себя «солью нации», а не пиар агентами и менеджерами власти.
И, наконец, наши демократы не выдержали испытания европейскими ценностями. Европа поучает нашу элиту, наставляет, указывает на замашки власти, критикует наше правосудие, состояние свободы СМИ, прав человека, а воз – и ныне там. Элита предпочитает «свою демократию». Наступит момент, когда европейское терпение лопнет, и мы окажемся отброшенными на её обочину.
А хочу завершить эту небольшую заметку старым советским анекдотом. Ветеран партии приходит в ЦК с просьбой объяснить ему, что значит ЭТО. Он говорит: - я всю жизнь пел «и как один умрём в борьбе за ЭТО». И вот хочу узнать, что же оно такое «ЭТО»?
Лично у меня вызывает серьёзное подозрение, что такое может случиться и с ветеранами молдавской демократии, которые спросят у своих вождей: Что значит ЭТА молдавская демократия?