Киев – Бухарест: время партнерского диалога
·
Теофил Бауэр
Сегодня, когда позитивные сдвиги в области украинско-румынских отношений стали заметными для широкой общественности, эксперты называют разные причины этого явления, пытаются привязать излом во взаимном восприятии двух государств к тому или иному официальному событию или заявлению конкретного должностного лица. И в той или иной степени все они будут правы. Совпадение национальных интересов в условиях общих региональных вызовов и угроз, членство Румынии в ЕС и НАТО, которое требует от страны построения отношений со своими соседями на основе прагматичного неконфликтного диалога и т. п., – это все реальные факторы, и они, безусловно, влияют на позицию Румынского государства.
Но вместе с тем, по моему глубокому убеждению, все же ключевым фактором, который повлек начало реальной перезагрузки отношений между Украиной и Румынией, стала активная позиция румынского гражданского общества, сформировавшего соответствующий запрос к политической элите.
Немного объясню, о чем идет речь. Дело в том, что в отличие от многих других стран, которые восприняли украинскую Революцию достоинства просто как стремление украинцев к европейской интеграции, стремление улучшить свое благосостояние и т. п., румынское общество видело события на Майдане через призму собственной Революции 1989 года, в результате которой был свергнут режим Н. Чаушеску.
В Украине практически все знают, что Н. Чаушеску был расстрелян в прямом телевизионном эфире, но, как правило, за кадром остается тот факт, что во время тех событий погибло свыше 1100 румынских граждан. С этой точки зрения – это была трагедия всего народа, рана, которая до сих пор дает о себе знать во многих румынских семьях.
С первыми погибшими на Майдане около нашего Посольства в Бухаресте появились живые цветы и лампадки, которые принесли рядовые румыны. Именно тогда и стало очевидно, что отношения между нашими народами изменились. Их изменили простые люди в Украине, вышедшие бороться за свои права, их изменили простые румыны, откликнувшиеся на нашу беду. Все попытки третьей стороны в начале прошлого года спровоцировать конфликт между украинцами и румынами путем информационных «вбросов» в румынские СМИ о том, что «пришло время восстановить историческую справедливость и вернуть румынские земли», и в Украине о том, что Бухарест «вот-вот выдвинет Украине территориальные претензии, поэтому надо принимать радикальные меры», были отвергнуты обществами двух стран. Поэтому сейчас нам, дипломатам и политикам, остается только сохранить и закрепить то, что было сделано простыми людьми.
Я отдаю должное румынскому руководству, которое в условиях, когда Украина, по понятным причинам, была сконцентрирована исключительно на решении первоочередных задач по стабилизации внутриполитической ситуации и противостоянию внешней агрессии, не только заняло принципиальную позицию относительно поддержки нашего государства в противостоянии внешней агрессии, выразило категорическое невосприятие российской экспансионистской политики, но и выступило с рядом инициатив, направленных на активизацию двустороннего диалога. Поэтому с осени прошлого года, когда в Украине прошел первый шок от военного нападения на наше государство, когда внутриполитическая ситуация стабилизировалась, началась активная работа по реализации вполне конкретных двухсторонних проектов.
Положительно повлияло на активизацию украинско-румынского диалога и избрание в конце 2014 года президентом Румынии Клауса Йоханниса, который с первого дня пребывания на должности главы государства не только задекларировал, но начал активно претворять в жизнь прагматичный, лишенный популизма подход, в частности в вопросах внешней политики. Это прогнозируемо привело к последующей консолидации здоровых сил румынского общества с одновременной маргинализацией популистских движений. Таким образом сложились достаточно благоприятные предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества, в том числе между Украиной и Румынией.
В течение последних месяцев состоялись ряд контактов на уровне глав государств и министров иностранных дел. В частности, 17 февраля 2015 года состоялся официальный визит в Бухарест министра иностранных дел Украины Павла Климкина, а ровно через месяц, 17 марта 2015 года, Украину с официальным визитом посетил глава Румынского государства Клаус Йоханнис. Как человек, который непосредственно присутствовал во время двух указанных международных событий, могу подтвердить полную настроенность руководства двух государств на построение конструктивного диалога. Во время переговоров был обсужден весь спектр двусторонних отношений, что дало положительный импульс и способствовало активизации контактов уже на отраслевом уровне. За время, прошедшее с момента встречи двух президентов, как в Киеве, так и в Бухаресте состоялся ряд важных встреч-консультаций на уровне профильных министерств и ведомств
Теперь хотелось бы сжато обозначить ключевые моменты нашей современной двусторонней повестки дня.
Учитывая сложную военно-политическую ситуацию в регионе, складывающуюся в результате военной агрессии России против Украины, увеличение экономического и политического давления Москвы на Республику Молдова и другие страны региона, вполне логично, что ключевым вопросом повестки дня украинского-румынских отношений является сейчас вопрос взаимодействия в сфере безопасности.
Начиная с марта прошлого года, Румыния выступает последовательным союзником Украины в противостоянии российской экспансии. Тогдашний глава румынского государства Траян Бэсеску был среди первых мировых лидеров, которые решительно осудили грубое нарушение Россией основополагающих норм международного права и призвали мировое сообщество к консолидации и адекватной реакции на эти угрозы. При всей сложности румынского внутриполитического процесса в вопросе поддержки Украины в ее борьбе против российской агрессии румынская элита выступила единым фронтом: руководители всех ветвей власти Румынии, лидеры всех парламентских партий, подавляющее большинство известных румынских экспертов и журналистов выразили солидарность с украинским народом в его борьбе за суверенитет, независимость и территориальную целостность своего государства.
Надо отметить, что румынская сторона очень быстро перешла от декларации собственной позиции к конкретным действиям, направленным в поддержку нашего государства.
Так, Румыния стала первой страной, которая ратифицировала Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (параллельно были ратифицированы аналогичные соглашения Евросоюза с Молдовой и Грузией). Мы должны осознавать, что это был не только красивый символический жест, с определенной точки зрения это стало своеобразным выражением официальным Бухарестом протеста против политики Кремля, который поставил под сомнение право суверенных государств выбирать свое будущее. Вполне прогнозируемо такое решение вызвало недовольство Москвы и имело определенные негативные последствия для румынско-российских отношений. Это необходимо понимать и ценить.
На протяжении последнего года представителями румынской стороны в разнообразных учреждениях и международных организациях от Европарламента до ООН были поддержаны десятки украинских предложений относительно урегулирования ситуации на востоке Украины, внедрения ограничительных мер против России, соблюдения прав украинских граждан, оказавшихся на временно оккупированных территориях. В прошлом году на лечении в Румынии находилось несколько раненных во время событий на Майдане активистов, сейчас румынскими врачами отобрано десяти раненных в зоне АТО украинских военнослужащих.
В соответствии с решением руководства Североатлантического альянса Румыния возглавила один из пяти трастовых фондов НАТО, созданных для поддержки Украины, который специализируется в предоставлении помощи нашему государству в сфере противодействия угрозам в информационной и кибернетической сферах. Румынским правительством уже выделено 500 тыс. евро в этот фонд. Сейчас началась активная работа на уровне экспертов соответствующего профиля.
Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что в условиях, когда Россия демонстрирует высокий уровень безответственности, пытается навязать в современной международной политике категориальный аппарат XIX века, рано или поздно мировое сообщество найдет способы ограничить возможности этого государства влиять на мировые и региональные процессы. Возможно, это произойдет не так быстро, как нам всем этого хотелось бы, но это неизбежно. Имиджевые и репутационные потери России в глазах цивилизованного мира не позволяют ей рассчитывать на сохранение за ней даже статуса регионального центра влияния. Исключение РФ из большой восьмерки, лишение российской делегации права голоса в рамках ПАСЕ - это только начало пути когда-то влиятельного государства на обочину мировой политики.
Логично, что в этих условиях больше ответственности за обеспечение состояния безопасности и стабильности ляжет в этой части мира на другие страны. Так, очевидно, что в недалеком будущем Украине, совместно с румынскими и молдавскими партнерами при поддержке ЕС и США придется решать проблему реинтеграции Приднестровья в состав Республики Молдова. разумеется, что до момента, когда Россия будет вынуждена уважать международное право, приднестровский конфликт будет оставаться замороженным. Но мы уже сегодня должны нарабатывать соответствующую теоретическую базу, чтобы сразу, как только российские «миротворцы» оставят Молдову в покое, обеспечить реинтеграцию РМ и возвращение Приднестровья из серой зоны к цивилизованной жизни. Не надо заниматься самообманом, – никакие форматы при участии современной России не дадут никаких позитивных результатов, российское присутствие в Молдове - это дестабилизирующий фактор, который мешает развитию этого государства.
Очевидно, что в более широком контексте большую часть ответственности за ситуацию в сфере безопасности в Восточноевропейском регионе будут нести крупнейшие по территории и населению страны региона: Украина, Польша и Румыния. Поэтому не случайно, что о необходимости более активного сотрудничества в этом трехстороннем формате говорилось как во время недавнего визита президента Румынии Клауса Йоханниса в Польшу, так и во время его визита в Украину и переговоров глав украинской и румынской государств в Киеве. Надо положить начало эффективному сотрудничеству, к которому в перспективе смогли бы приобщиться страны Балтии, Республика Молдова и, надеюсь, в будущем и Беларусь. Рано или поздно тысячи российских боевиков и террористов, которые сейчас получают соответствующий опыт на оккупированных территориях Украины, вернутся в Россию. Самоуспокоение, которое приходится слышать от российских чиновников о том, что все те уголовные элементы, которых они организовали и научили обращаться с оружием, где-то рассосутся в украинских степях, «перемелются», - это неправда. Добавьте сюда нарастание напряжения в среде национальных меньшинств в РФ, прежде всего на Северном Кавказе, которые сейчас находятся под сильным прессом российских спецслужб, подвергаются преследованиям, а также разрастание масштабного экономического кризиса. Никто не хочет быстрого и неконтролируемого распада России, поскольку это порождает огромные риски и вызовы для всего мира и европейского региона в первую очередь. Но бездумная политика российского руководства делает такое развитие событий все более реальным. Причем уже в ближайшей перспективе. Поэтому мы должны консолидироваться перед лицом этих вызовов и построить прочный заслон от огромного пространства нестабильности, в которое может превратиться эта страна.
Весьма актуальной в существующих условиях является интенсификация украинско-румынского сотрудничества в энергетической сфере. На протяжении последних десяти лет Румынией проведена огромная работа на ниве обеспечения собственной энергетической независимости. Попытки России применять против Румынии энергетический шантаж путем установления завышенных цен на газ, внезапного прекращения газоснабжения в отопительный сезон только побудили румынскую сторону активизировать работу по развитию альтернативной энергетики, реализации программ энергосбережения, увеличению добычи собственных энергоресурсов. Как результат в марте этого года румынские власти заявили о полном отказе с 1 апреля с.г. на следующие шесть месяцев от поставок российского газа. Таким образом, если не в этом, то в следующем году Румыния станет одной из немногих энергонезависимых европейских стран. Более того, планируется, что через 5-10 лет Румынское государство выйдет на европейский энергетический рынок как газовый экспортер. Уже сейчас с помощью европейских фондов реализуются совместные румынско-молдавские проекты, направленные на повышение уровня энергетической безопасности Республики Молдова. Построены газопровод Яссы-Унгены, который планируется протянуть до Кишинева, а также несколько высоковольтных линий электропередач из Румынии в Молдову. Очевидно, что Украина, ищущая альтернативные российским источникам энергоресурсы и владеющая крупнейшими в Европе газохранилищами, может в перспективе стать для Румынии надежным партнером при реализации взаимовыгодных проектов. Не буду углубляться в подробности, только скажу, что активные контакты между профильными министерствами и ведомствами двух стран уже начались, проходят консультации на экспертном уровне.
К сожалению, в результате аннексии Крыма, оккупации Донбасса, которая сопровождалась уничтожением его промышленного потенциала, нам не удалось по результатам прошлого года сохранить положительную динамику объема двусторонней торговли. Но в то же время наблюдается существенная активизация экономических контактов, не только крупные, но и средние, и мелкие украинские компании и предприятия начали более активно искать возможности выхода на румынский рынок, налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Значительно расширилась география украинских регионов, которые проявляют деловой интерес к Румынии. Надеюсь, через год-два мы выйдем на прежний уровень товарооборота и пойдем дальше.
Хотелось бы сказать несколько слов о позитивных сдвигах в тех аспектах двустороннего сотрудничества, которые имеют непосредственное отношение к широкому кругу граждан двух стран. Мне приятно констатировать, что полностью завершены все процедуры относительно подписанного в конце прошлого года Соглашения о местном пограничном движении, положения которого вступают в силу с 14 мая 2015 года. По имеющимся подсчетам, действие этого Соглашения будет распространяться на 1,5 млн граждан Украины, живущих в пограничной полосе.
В ближайшее время будет подписано Соглашение об отмене платы за румынские национальные визы для граждан Украины, которое будет касаться уже всех украинцев. На стадии конечной проработки находится и Соглашение об открытии паромной переправы через Дунай между населенными пунктами Орливка (Украина) и Исакча (Румыния).
Также надеюсь, что в ближайшее время будет решен вопрос прямого авиасообщения между Киевом и Бухарестом, о чем договорились президенты наших стран. Это нонсенс, когда вместо 90 минут приходится лететь из украинской столицы в румынскую семь-восемь часов, с одной, а то и двумя пересадками.
Упрощение двустороннего движения между двумя государствами способствует преодолению взаимного недоверия, прекращает спекуляции вокруг вопросов жизнедеятельности румынского национального меньшинства в Украине и украинского, соответственно, в Румынии. Мы договорились с нашими румынскими партнерами, что вопросы национальных меньшинств должны иметь позитивную окраску, способствовать углублению отношений, а не наоборот. Те или иные трудности, которые в любом случае будут возникать, должны оперативно решаться в рабочем порядке.
Наконец, пользуясь случаем, хотел бы призвать украинских журналистов и экспертов уделять Румынии больше внимания, писать больше статей, делать больше фото и видеосюжетов. События последнего года в Украине, большое внимание к ним со стороны румынских средств массовой информации, обозревателей и румынского общества в целом – все это привело к существенной диспропорции уровня осведомленности двух народов друг о друге. Думаю, не ошибусь, если скажу, что среднестатистический румын сегодня знает об Украине в десять раз больше, чем рядовой украинец о Румынии. Пришло время Украине открыть для себя Румынию – интересное, дружественное европейское государство, с богатой историей и культурой, красивыми пейзажами и замечательными историческими достопримечательностями.
day.kiev.ua