Аналитик Bank of America Merrill Lynch: Миллиард $ не мог быть выведен из Молдовы в столь короткий период
Молдова ориентирована на проведение реформ в сфере экономики в соответствии с ее европейскими стремлениями, в чём важную роль играет создание прочной основы для финансового сектора страны. К сожалению, нынешние тенденции в этой маленькой стране весьма настораживают, пишет www.eureporter.co
Как передает ТРИБУНА, со ссылкой на данный источник, в конце прошлого года в стране был спровоцирован финансовый скандал, в связи с которым Парламент Республики даже создал специальную комиссию по ситуации на финансовом рынке. Особое беспокойство было вызвано попытками стабилизации молдавской валюты (лей) и ситуации вокруг одного крупнейшего банка страны.
Согласно официальным данным, за последние годы, среднегодовой уровень девальвации валюты Молдовы составлял 11%. Однако, к концу января 2015 он составил колоссальные 34%!, что спровоцировало невероятную панику и спекуляции. В результате этого, за один день, в «чёрный вторник» 18 февраля 2015, национальная валюта страны обрушилась до рекордной отметки, подешевев за один день почти на 40% по отношению к доллару и к евро. Девальвация лея, не учитывая паники, была спровоцирована рядом объективных причин. Первая – эмбарго на экспорт молдавской продукции в Россию, наложенное Москвой как наказание за подписание Молдовой Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Вторая, не менее важная – резкое сокращение денежных переводов молдавских граждан работающих зарубежом, на которых практически держится вся экономика маленькой страны. И ещё одна – напряжённый политический климат в Молдове, создавшийся в период парламентских выборов и после них. Всё это дало почву для оппортунистических обвинений. Некоторые молдавские чиновники и политики, в том числе Игорь Додон, лидер крупнейшей молдавской партии Социалистов, открыто поддерживаемой Кремлем и находящийся в оппозиции нынешней про-европейской коалиции меньшинства, возложили ответственность за создавшийся финансовый кризис на администрацию крупнейшего банка страны, Banca de Economii, обвинив частных инвесторов в незаконном изымании наличности в размере от $100 млн до $1 млрд, отмечает издание.
«Какими бы ни были причины обвала молдавской валюты, изъятие суммы в $1 млрд, о которой заявляли политики, тем более из банка акционером которого является государство, просто невозможно. Особенно невероятно это в Молдове или похожих на неё странах, таких как например Грузия. Дело в том, что в большинстве постсоветских стран стоят ограничения на транзакции в размере $150 тыс. за один раз, которыежестко отслеживаются государственными органами валютного контроля и в первую очередь Центробанком», СЧИТАЕТ АНАЛИТИК Bank of America Merrill Lynch Вадим Храмов. Здесь нужно так же добавить несколько цифр. Общий ВВП Молдовы составляет $7,97 млрд. Суммарный экспорт страны лишь немного превышает $2 млрд. С учётом всех этих данных, Молдове просто не удалось бы так быстро накопить $1 млрд и, тем более, сделать такую транзакцию за столь короткий период, как заявляется, а точнее за период октябрь-ноябрь 2014. Если даже предположить такое, то на методичную скупку иностранной валюты в Молдове ушли бы долгие месяцы. Затем, чтобы перевести $1 млрд, избежав нарушение ограничения в $150 000, понадобилось бы разбить эту сумму на 6 670! транзакций. И ещё один важнейший элемент. Первым, кто заметил подозрительные транзакции, был бы Bank of New York, через который проходит любая операция в американских долларах, произведённая в любой точке мира. Если это финансовое учреждение в Америке не подало сигнал, значит операций не было. Следовательно, вывод один – деньги просто не могли быть изъяты.
В целом, финансовые проблемы Молдовы назревали уже давно и для их решения срочно требуются взвешенные, хладнокровные действия властей. Но они запаздывают, а вместо них пока происходит только политическое самолюбование.
Касательно роли крупнейшего банка страны в этой ситуации, стоит вспомнить, что он оказался на грани банкротства ещё в 2013 году. Тогда, правительство Молдовы, будучи владельцем этого банка, решило его реанимировать, посредством привлечения частных инвесторов, отказавшись от контрольного пакета своих акций. Необъяснимо, но спустя всего год, власти отстранили этих инвесторов от управления банком и вернули его в свою собственность. Недавно, завершила работу специальная комиссия Парламента Молдовы, по итогам работы которой были отправлены в отставку вице-губернатор НацБанка и Председатель Национальной Комиссии по финансовому рынку.
Иными словами, кризис лея был спровоцирован некомпетентными действиями властей, а ситуация в крупнейшем банке страны является результатом неудач правительства за последние 10-15 лет, а не их причиной.
Кристина Пендя
tribuna.md