4. В клетках обнаружены прогнозирующие рак "часы смерти"
18:58 - 10.11.2015

В клетках обнаружены прогнозирующие рак "часы смерти"

Вероятность развития рака у человека может быть предопределена двумя "часами" мутаций ДНК, обнаруженными практически во всех клетках организма человека. Речь идет о мутациях в ДНК (изменениях отдельных генов), которые происходят с разной скоростью. В случае накопления некоторых мутаций она постоянна, что приводит к повреждению ДНК и в конечном итоге - к раку, передает Лента.ру. Майкл Стрэттон из Института Сэнгера (Кембридж) нашел два типа "часов", отмечающих темп мутаций, почти во всех клетках организма человека. Ученые также определили скорость их "хода" в различных тканях. Сначала исследователи изучили последовательности ДНК опухолей у 10 тысяч пациентов, страдающих от рака (36 типов болезни). Особый алгоритм позволил выявить в "раковых" геномах определенные структуры мутаций, так называемые сигнатуры. Затем среди этих сигнатур нашли те, что отличаются регулярным характером мутаций, скорость нарастания которых связана с возрастом человека. Таковых нашлось две, и оба типа "часов" начинают "тикать" еще в здоровых тканях, подчеркивают ученые. Первые "часы" Страттон назвал митотическими - они отмечают мутации, возникающие вследствие деления клеток. "Скорость мутаций коррелирует со скоростью оборота клеток в тканях. В будущем мы сможем использовать это число, чтобы понять, сколько раз клетка делилась", - отметил ученый. О вторых "часах" науке почти ничего не известно. Вероятно, они как-то связаны с починкой ДНК, точнее, с ошибками в работе механизмов ремонта. Зная возраст пациента, ученые также смогли определить скорость хода "часов" в различных тканях. Так, быстрее всего мутации накапливались в клетках желудка и кишечника (около 23 мутаций на клетку в год), а медленнее всего - в клетках молочных желез и яичников (3-4 мутации в год). Поскольку ход этих часов не останавливается при превращении здоровой клетки в раковую, он может оказаться ценным индикатором скорости метастазирования или роста резистентности раковых клеток к лекарственным средствам. Ученые даже надеются предсказывать по часам начало превращения клеток в злокачественные. "Всю жизнь мы аккумулируем мутации, и у некоторых людей определенная комбинация последних приводит к раку. Остается выяснить, разнится ли темп мутаций у отдельных индивидов: если да, то по ее показателям мы сможем предсказывать, сколько времени осталось до появления рака", - отмечает Стрэттон. Более того, по мнению ученого, изменение скорости этих мутаций может замедлить возникновение рака. "Я не говорю, что это точно будет возможно - мутации ДНК являются фундаментальным для нашего биологического устройства процессом, но наше открытие заставляет думать в данном направлении. Как только мы находим новое явление, вызывающее рак, мы задумываемся о том, чтобы убрать его", - резюмирует ученый.

Опублікував:Любитель Юрий источник: ВЕСТИ.МД