70 лет назад румынские оккупационные власти расстреляли 14 тысяч жителей Бессарабии
КИШИНЕВ, 12 июл – Новости-Молдова, Николай Костыркин. Июль-месяц печально известен в молдавской истории как минимум двумя фактами. 70 лет назад, 16 июля 1941 года румынский флаг был водружен над куполом Кафедрального собора в Кишиневе. А на следующий день подразделения эйнзацгруппен «Д» (специальные группы в составе службы безопасности и полиции безопасности Третьего рейха) и румынской жандармерии уничтожили около 14 тысяч мужчин-евреев в Кишиневе.
По различным данным, на территориях МССР и УССР с 1941 по 1944 годы румыны уничтожили только евреев от 380 до 600 тысяч человек. Не менее ужасающими выглядят цифры, свидетельствующие о количестве жертв среди молдаван, украинцев, русских, и других этносов края.
Режим Антонеску легализовал массовое уничтожение граждан СССР, в том числе и МССР. Румынские солдаты и приспешники оккупационного режима расстреливали на месте представителей местного населения при самом незначительном сопротивлении с их стороны, а также убивали любого, кто вызовет хоть малейшее подозрение. Фамилии убитых публиковались. Население Бессарабии подвергалось жесточайшей проверке. Многие интернировались в лагеря.
События румынской оккупации Молдовы в период Великой Отечественной войны – это по сей день незарубцевавшаяся рана в сердцах многих тысяч семей страны, в том числе и тех, кто уехал за рубеж. Однако полностью оценить весь трагический период в нашей истории не представляется возможным без ряда свиду незначительных, но весьма немаловажных фактов. Историк и политолог Сергеем Назария попробует пролить для своих читателей свет на некоторые из них.
«В самом кабинете министров Румынии периода Антонеску Бессарабию никогда не считали румынской территорией. Это, например, подтверждает письмо премьер-министра Иона Джигурту министру иностранных дел рейха Иоахиму фон Риббентропу, где он прямо заявляет: «Мы отдали Бессарабию Советскому Союзу в 1940 году, потому что она – не наша». После 1941 года другой член румынского правительства Михай Антонеску (не родственник кондукэтора), профессор международного права, называл отношение Румынии к Бессарабии военной оккупацией. Именно военной, а не административной. Министр считал, что Румыния захватила чужую территорию, а не вернула себе по праву принадлежащие ей земли, и поэтому, с точки зрения международного права, не может объявлять ни о «возврате Бессарабии в лоно матери-родины», ни даже об аннексии края», - сказал Назария.
По его мнению, в связи с таким положением вещей, весьма абсурдно выглядят заявления нынешних унионистов об исконном родстве Республики Молдова с Румынией, тем более что их предшественники 70-летней давности крайне осторожно подходили в своих рассуждениях к данному вопросу.
В Великой Отечественной войне, выступив на стороне Германии, Румыния отправила на фронт свыше 340 тысяч солдат и офицеров, что, по свидетельству самого Антонеску, было гораздо больше реальных требований командования рейха.
«Но нельзя говорить об оккупации Молдовы Румынией в период войны без обращения к событиям 1917-1918 годов», - считает Назария.
«Ведь не будем забывать, что требования СССР к Румынии в 1940 году вернуть Бессарабию поддержали даже ближайшие союзники самой Румынии, например, Греция и такая влиятельная держава, как Великобритания. Подавляющее большинство стран Европы никогда не считали Бессарабию румынской землей. Советский Союз не признавал право на румынскую оккупацию Бессарабии 1918 года, так как румыны аннексировали край, прикрываясь решением «Сфатул цэрий» Молдавской демократической республики, который не был избран всенародно, никого не представлял и, соответственно, не имел никакой поддержки населения. Доверяли этому несостоявшемуся молдавскому парламенту не более трех процентов жителей, преимущественно помещики, бывшие царские чиновники, большая часть клира, некоторый процент интеллигенции и студенчества», - отметил историк.
Свою недолгую, но запоминающуюся историю «Сфатул цэрий» ведет со времени начала так называемого Военно-молдавского съезда – 21 ноября 1917 года. Сперва «Сфатул цэрий» провозгласил на территории бывшей российской провинции Бессарабия Молдавскую демократическую республику (МДР) в составе Российской демократической республики. Позже была объявлена независимость МДР. А затем, когда в крае усилилось влияние Советов, «Сфатул цэрий» начал вести переговоры с Румынией на предмет введения войск в МДР, что спровоцировало сильные народные волнения.
27 марта 1918 года на заседании «Сфатул цэрий» был поставлен вопрос об объединении Бессарабии с Румынией. Во время голосования здание, где заседал «Сфатул цэрий», было окружено румынскими войсками с пулеметами, на самом голосовании присутствовали румынские военные власти. Голосовали «депутаты», вопреки регламенту, открыто. Голосовали, конечно же, за объединение с Румынией.
«Не стоит забывать, что как минимум половина тех, кто выступал за объединение с Румынией, были русские и русскоязычные – дворяне, интеллигенция, буржуа, клир. Причем, эти люди, воспитанные в лучших великоросских монархических традициях со всеми вытекающими последствиями, самих румын и Румынию искренне презирали, не знали румынского языка и не думали его учить. Почему же тогда они были за объединение? Исключительно из классовых соображений. Все эти люди боялись большевиков, экспроприировавших всю частную собственность. Они просто хотели оставить все, как есть. Ну, или в наиболее приближенном к этому виде», - подчеркнул Назария.
Он добавил, что «были среди крупных помещиков и те немногие, кто не поддержал объединение с Румынией».
«В первую очередь, это Карл Александрович Шмидт, бывший глава Городской думы Кишинева. Кроме того, более 97 процентов население МДР выступало против объединения с Румынией и за сохранение автономной республики в составе России», - подчеркнул Назария.
«В первые 2 месяца оккупации Бессарабии, с января по февраль 1918 года, румыны расстреляли 10 тысяч местных жителей, а с 1918 по 1924 годы в пруто-днестровском междуречье было расстреляно около 32 тысяч человек; полмиллиона жителей просто уехало из страны», - рассказал историк.
«Период с 1918 по 1940 отмечен в Бессарабии полным экономическим, социальным и политическим произволом властей по отношению к местному населению. Большинство мужского населения просто избивали. Многие из тех, кому за 90 лет, еще помнят эти времена.
Местное население оказывало румынам сопротивление, руководили которым этнические молдаване и российские революционеры. Россия, раздираемая гражданской войной, не могла оказать должной поддержки бессарабцам, тем более что Румынию поддерживали немецкие и австрийские интервенты на территории Украины.
О том, что местное население питало к румынским властям лютую ненависть и мечтало воссоединиться с Россией, свидетельствует множество документов – воспоминания румынских чиновников, доклады армейских командиров, сотрудников сигуранцы, чиновников, репортеров из-за Прута, письма румынскому королю, свидетельства членов «Сфатул цэрий»», - отметил Назария.