Зяблики опровергли необходимость проб и ошибок при обучении
Биологи работали с бенгальскими зябликами Lonchura striata domestica, которые способны обучаться новым песням. Авторы демонстрировали птицам специальные звуки, чтобы поменять в их песне тон одного из фрагментов. При этом у животных было блокировано сообщение между двумя частями мозга - передней частью переднего мозга (anterior forebrain pathway, AFP) и базальными ганглиями. Из-за этого птицы в ходе обучения не могли постепенно улучшать свои результаты, их песни оставались такими же, как и раньше: внешне зяблики выглядели совершенно необучаемыми.
Тем не менее, после того, как связь AFP с базальными ганглиями была восстановлена, птицы запели сразу же в точности, как этого добивались от них экспериментаторы. Когда же экспериментаторы заблокировали не связь AFP с базальными ганглиями, а саму ее работу, зяблики не могли воспроизвести новые мотивы ни во время, ни после блокировки.
По словам авторов, результаты эксперимента говорят о том, что отсутствие слухового подкрепления в ходе совершения проб и ошибок не мешает самому обучению. Работа базальных ганглиев и AFP необходима для обучения, но не всегда проявляется внешне: эти структуры контролируют образование нового поведения в других частях мозга, даже если поведение не изменяется.
Пение птиц привлекает ученых как один из редких примеров вокального обучения у животных, которое может быть моделью соответствующего процесса у человека. Недавно зоологи установили, что песни зябликов меняются в ответ на изменение шумовой нагрузки в городах, а нейробиологи показали, что в песнях птиц присутствуют грамматические правила.