АЕИ между шантажом и обязательствами. Заявления гостей передачи "Фабрика" ОНЛАЙН
(UPDATE 22.39) Цырдя: Речь идет о крахе экономической парадигмы. Что делать – написано в национальной стратегии развития, в других документах, вопрос в наличии политической воли. В РМ создана феодальная система. Каждый закон, если проанализировать его внимательно, преследует интересы бизнеса, законов казино, рынков, реформирования Термокома. Но когда бизнес вмешивается в политику и становится политикой, и когда политика преобразуется в чистый бизнес – это самое худшее.
(UPDATE 22.30) Киртоакэ: Смена позиций этих партий носит избирательный привкус. ПКРМ говорит о том, что работает с людьми на местах, по сути, работает со своим электоратом.
(UPDATE 22.25) Чиботару: Все в ЕС беспокоятся о двух вещах: раскол зоны евро и способность ЕС принять двух новых членов. Как никогда важно, чтобы политический класс проявил единство.
(UPDATE 22.20) Цырдя: Зачем все еще именуются АЕИ, если всего одна из партий пародирует реформы и высказывается за евроинтеграцию? Другая же партия высказывается скептически относительно ЕС. Третья – вообще унионистская.
(UPDATE 22.16) Чиботару: Гимпу открыл нам суть дискуссий АЕИ. Но не будем забывать, что вице-министры до сих пор не утверждены, есть очень много запросов в АЕИ: снять этого, и поставить этого и поставить моего, и т.д.
(UPDATE 22.13) Боцан: Есть основные вещи, которые мы должны понимать, включая и то, что говорят политики. Письмо Плахотнюка – на своем месте. Все убеждены, что он очень влиятельный человек. Подтверждение этого исходит и от премьера Филата, который в минувшем году назвал его кукловодом. Филат ввязался в борьбу с кукловодом, но позже отступил. Плахотнюк хочет из самого влиятельного персонажа с негативным имиджем превратиться в такого же влиятельного, но с позитивным имиджем. Он передает избирателям сообщение: «Если государство не решит проблем, я помогу, иногда, вмешиваясь лично».
(UPDATE 22.09) Николай Киртоакэ: У нас АЕИ сформировано из различных партий, пришедших к власти ради PR. Еще два года мы будем свидетелями отсутствия реформ, подражанию этим реформам и все действия этих партий будут обусловлены борьбой за власть. В отсутствие реформ у нас будет чрезвычайно опасный застой.
(UPDATE 22.05) Виорел Чиботару: Реформировать партию означает реформировать всю партийную систему. То, что сегодня пытается сделать ДПМ, называется ребрендингом – изменением привлекательных отраслей. Но не сформированы условия для внутреннего реформирования. На последнем заседании ДПМ не было слышно полифонии голосов. С реформированием партии подождем, с ребрендингом – посмотрим, что будет.
(UPDATE 21.57) Киртоакэ: Наши политики из АЕИ не видят коррупции во всем ее сложности, и ей занимается лишь ЦБЭПК. То, что делает правительство – затрагивает очень узких интересов партии, которая хочет дать понять, что без этих своих 12 депутатов не может быть принят ни один закон.
(UPDATE 21.54) Боцан: Партии АЕИ меняют позиции, чтобы передать избирателям четкие сообщения. ЛП использует политическую риторику и призывает электорат не голосовать более за ЛДПМ и ДПМ, потому как те отказались поддержать инициативу о Дне национального траура. Плахотнюк направляет письма, в которых на первых план выдвигает социальные проблемы, с которыми сталкиваются граждане с низким уровнем доходов и фермеры. И делает это потому, что происходит смена позиций. Стремятся налаживать более тесную связь с избирателями. ЛДПМ подловили на неверном шаге, после того, как премьер заявил о пересмотре госбюджета. ЛП поступает очень разумно, настаивая на должностях, ставя условия для голосования за законы.
(UPDATE 21.48) Политический аналитик Богдан Цырдя: В Молдове создается, своего рода, политически эпистолярный PR. Ворони пишет письма и т.д. С одной стороны – это неплохо: это, своего рода, отчет, связь политика с гражданами. Но это было бы положительно, если бы политики, пишущие письма, голосовали бы и за проекты законов, проводились бы и некоторые реформы.
(UPDATE 21.40) Политический аналитик Николай Киртоакэ: Действия Плахотнюка – PR-акция, потому как у нас много делается именно так. Заявления Гимпу свидетельствуют о галлюционой склонности к реформам. Избрание президента – мозговой шторм для лидеров АЕИ. Сейчас Альянс сталкивается с проблемами, введенными ЕС.
Ведущая Наталья Морарь: Утром деньги, вечером – стулья. Либералы ставят условия по подписанию закона о равенстве шансов. Во-первых, должен быть принят закон о химической кастрации педофилов и проект по реформированию ЦБЭПК. После этого они обещают подумать. Старая ли это обида либералов на то, что закон, предусматривающий наказание педофилов, в его первоначальном варианте не был промульгирован, или же это - огорчение из-за нежелания коллег по АЕИ признать 16 мая Днем национального траура – неизвестно. Но ясно одно – дела в АЕИ обстоят не очень.
Несколько недель назад Влад Филат заверял, что более не играет в «европеизацию», Мариан Лупу предлагал уйти, а на фоне бесконечных дискуссий о деполитизации правовых институтов Михай Гимпу, как обычно воодушевленный, настаивал на функции генпрокурора.
В то же время, некоторые лидеры Альянса выглядят все более европиссимистичными. С чего бы это? Изменится ли вектор? А что будем делать с Альянсом за ЕВРОинтеграцию? Об этом – через несколько минут. Я, Наталья Морарь, приглашаю вас на «Фабрику».
Гости вечера: политические аналитики Николай Киртоакэ, Богдан Цырдя, Виорел Чиботару и Игорь Боцан.