Человек рудольфский оказался отдельным видом
Выводы ученых основаны на анализе трех новых находок в местечке Кооби Фора в Кении, знаменитом своими останками древних людей. Авторам исследования недавно удалось обнаружить здесь лицевые кости, хорошо сохранившуюся челюсть и фрагмент еще одной челюсти гоминид, живших около 2 миллионов лет назад. Все три находки принадлежали трем разным особям.
По словам археологов, кости очень напоминают обнаруженный в семидесятые годы прошлого века на этой же территории череп KNM-ER 1470. Его обладателя принято называть человеком рудольфским (Homo rudolfensis). Являлся ли он отдельным видом гоминид или всего лишь особенной вариацией жившего в то же время человека умелого (H. habilis), было предметом спора среди археологов непосредственно со времени обнаружения черепа.
Дело в том, что череп KNM-ER 1470 достаточно сильно отличался от черепа типичного H. habilis более крупными размерами и менее выступающей верхней челюстью (нижней челюсти у KNM-ER 1470 не сохранилось). Тем не менее, этих признаков было недостаточно для того, чтобы убедить тех, кто считал человека рудольфского лишь местной вариацией H. habilis.
Находки, сделанные авторами настоящей работы, позволяют говорить о том, что H. rudolfensis был действительно отдельным представителем рода Homo и существовал параллельно H. habilis. Во-первых, найденные лицевые кости принадлежали молодому гоминиду и были существенно меньше, чем у KNM-ER 1470 но при этом имели точно такое же строение. Во-вторых, нижняя челюсть у человека рудольфского была необычной U-образной, а не типичной для H. habilis V-образной формы. Два вида отличались также и строением зубов.
Открытие археологов позволяет говорить о существовании двух параллельных линий в эволюции первых представителей рода Homo. Какая из них дала начало человеку прямоходящему (H. ergaster), существовавшему некоторое время совместно с рудольфским и умелым, пока не понятно. Тем более не ясно, кто из них был прямым предком современных людей. Приблизиться к ответу на этот вопрос можно будет, если из новых останков удастся извлечь ДНК подходящего для секвенирования качества.