Россияне изменили оценку действий властей при теракте в "Норд-Осте"
Если в ноябре 2002 года (через месяц после захвата заложников 23 октября 2002 года) такого мнения придерживалось лишь 37 процентов, то теперь эта цифра увеличилась в два раза - до 68 процентов. Соответственно, снизилось и число людей, уверенных, что террористов следовало уничтожить любой ценой, даже рискуя жизнями заложников: десять лет назад так считали 49 процентов, тогда как сейчас в этом уверены лишь 14 процентов участников опроса.
Все меньше людей одобрительно оценивают действия властей по спасению заложников. В ноябре 2002 года большинство населения (59 процентов) полагали, что в ходе операции было сделано все, чтобы количество жертв было минимальным. В 2012 году этого мнения придерживаются 39 процентов.
Число тех, кто считает, что не все возможные меры были приняты для спасения людей, и жертв могло быть меньше, за 10 лет почти не изменилось. Если в 2002 году так считали 26 процентов, то сейчас - 30 процентов. По прошествии десяти лет с момента теракта у трети россиян так и не сложилось мнения на этот счет: 31 процент затруднились с ответом на этот вопрос.
На вопрос о том, знают ли они о захвате заложников на мюзикле "Норд-Ост", положительно ответили 59 процентов. "Что-то слышали" об этом 26 процентов, тогда как каждый десятый опрошенный узнал о случившемся в ходе исследования.
23 октября 2002 террористы взяли в заложники 916 человек в театральном центре на Дубровке в Москве и удерживали их около трех суток. На третьи сутки власти приняли решение нейтрализовать террористов при помощи секретного газа, чтобы они не привели в действие взрывные устройства. По официальным данным, в ходе спецоперации были уничтожены 40 террористов, 125 заложников погибли во время штурма, пятеро были убиты боевиками.
Считается, что причиной смерти заложников стало использование ядовитого усыпляющего газа, для прекращения действия которого необходимо было своевременно ввести антидот. Но своевременную медицинскую помощь заложники не получили.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в декабре 2011 года постановил, что российское руководство спланировало и провело спасательную операцию ненадлежащим образом, а также не смогло эффективно расследовать ход операции по спасению заложников.