3. Наука и техника
  4. «Гершель» заснял инфракрасные основания джетов черной дыры
15:21 - 12.03.2013

«Гершель» заснял инфракрасные основания джетов черной дыры

«Гершель» заснял инфракрасные основания джетов черной дырыАккреционный диск и джеты вокруг черной дыры в представлении художника
ESA/ATG medialab

Астрофизикам, работающим с данными космического телескопа «Гершель», впервые удалось увидеть основания джетов (потоков вещества) черной дыры звездной массы. Работа ученых будет опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, а краткое сообщение об открытии приводится на сайте Европейского космического агентства.

В ходе исследования ученые проводили наблюдения двойной системы GX 339-4, в которую входит напоминающая Солнце звезда и черная дыра-компаньон, масса которой в семь раз больше. Наблюдения проводились в рентгеновском, радио- и инфракрасном диапазоне, причем данные последнего типа были получены с помощью высокочувствительного спектрометра, установленного на «Гершеле».

В ходе наблюдений джеты претерпели стремительную эволюцию, перейдя из крупной и яркой «баллистической» в компактную форму. Их размер при этом уменьшился в тысячу раз - с 10 000 до 10 астрономических единиц (среднее расстояние от Земли до Солнца). Компактизация позволила рассмотреть расположенные в непосредственной близости от черной дыры источники джетов, видимые именно в инфракрасном диапазоне.

Образование джетов сопровождает процесс поглощения вещества не только в случае черных дыр звездной массы, но и в случае