Запасной аэродром: кто рискнет подставить плечо НАТО?
Америка уходит из Афганистана. Уходит с опаской, оглядываясь на разрушенную, раздираемую внутренними распрями страну. Сверхдержава не смогла выполнить ни одной задекларированной в 2001 году задачи. Не смогла одержать ни военную, ни политическую победу. За всю свою историю США так долго не воевали ни в одной стране. Через Афганистан прошло больше миллиона американских военнослужащих. Более двух тысяч из них вернулись домой в ящиках, покрытых звездно-полосатым флагом. Американским налогоплательщикам авантюра обошлась в два триллиона долларов.
По мнению политологов, Штаты оставляют страну, в которой внутренняя нестабильность открывает новые возможности для борьбы Пакистана, Индии, Ирана и России за влияние на Кабул. Вашингтон понимает важность региона и всеми силами стремится сохранить здесь свое присутствие. Ещё какое-то время в Афганистан будут перекачивать финансовую помощь из США, но без присутствия военных, перспективы остаться ведущим игроком в стране, которая в самое ближайшее время окажется под властью движения Талибан, весьма призрачны.
Исправить ситуацию могла бы сеть военных баз, откуда удобно не только наблюдать, но и в случае необходимости нанести удары по боевикам. Подходящими для их размещения территориями являются граничащие с Афганистаном Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Отчасти подошла бы и Киргизия, где в 2009- 2014 годах на авиабазе Манас базировались военнослужащие США в рамках операции "Возмездие". Однако в Вашингтоне понимают, что это осложнит отношения с Китаем и Россией.
Нужен повод остаться в центральноазиатском регионе, значимый предлог обозначить здесь свое присутствие не советниками, а именно контингентом военных, достаточным для нанесения удара по мятежникам в Афганистане. США прорабатывают такую возможность, декларируя цель: "оказывать поддержку афганскому правительству, контролировать деятельность радикального движения Талибан и следить за другими экстремистами". На военных базах планируют разместить ударные БПЛА, бомбардировщики и артиллерию.
В соседних с Афганистаном странах понимают, что присутствие на их территории американских войск станет для террористов поводом для обострения ситуации в приграничных районах, а самостоятельно войска Таджикистана и Туркменистана отразить удар не смогут.
Вашингтон имеет предлог и своеобразное прикрытие для решения вопроса присутствия своих военных в соседних с Афганистаном странах. Продвигая в регионе программу НАТО "Партнерство ради мира" Запад уже добился определенных преференций. В частности, в апреле 2008 года достигнуты договоренности о возможности использования туркменского аэродрома "Мары" (крупнейшего в регионе) войсками НАТО в случае "непредвиденных обстоятельств". Однако спустя 13 лет медленно идущих переговоров вопрос аренды наземной туркменской инфраструктуры иностранным контингентом так и не сдвинулся с мертвой точки. Единственным успехом для Запада стало открытие в 2020 году воздушного пространства Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана для тылового обеспечения Международных сил содействия безопасности в Афганистане самолётами НАТО.
Однако Туркменистан оказался крепким орешком для Вашингтона. На то есть несколько весомых причин. Ашхабад всегда имел свою точку зрения на происходящие в Афганистане события. В январе нынешнего года в строй вступили железная дорога Акина-Андхой, построенная на территории Афганистана при финансировании туркменской стороны, линия электропередач и две линии оптико-волоконной связи. В феврале текущего года туркменские власти встретились с руководителем партии Национального исламского движения Афганистана, бывшим вице-президентом страны Абдул-Рашидом Дустумом. Переговоры касались совместных проектов, тех, что уже реализованы, а также важного для Туркменистана проекта строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Туркменистану приходится лавировать с тем, чтобы не испортить отношения с мятежным Афганистаном и сохранить паритет в отношениях с США. Г. Бердымухамедова больше интересует собственная выгода и он понимает, что Талибан, с которым и в обычных условиях трудно договориться, мириться с "предательством" своих интересов не будет.
Видимо именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что Туркменистан до сих пор не подписал документы, продлевающие участие Ашгабада в программе НАТО "Партнерство ради мира". А уже в апреле текущего года туркменская делегация не так давно проявила повышенный интерес к работе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). А усидеть на двух стульях непросто. Туркменистан ищет приемлемые для себя пути решения проблемы безопасности в регионе. Источники в аппарате президента на условиях анонимности говорят о том, что Г. Бердымухамедов в последнее время проявляет повышенный интерес к вопросам сотрудничества со странами в рамках СНГ и ОДКБ.
Таджикистану и Узбекистану тоже предстоит сделать выбор. Не забудем, что в Таджикистане дислоцируется 201-ая российская военная база, которая не раз доказывала, что может быть гарантом мира в республике. Накануне парада Победы на Красной площади российский президент Владимир Путин принял таджикского лидера Эмомали Рахмона в Кремле. Состоялась беседа, в ходе которой главы государств "выразили обеспокоенность в связи с ситуацией в Афганистане". Вполне вероятно, что стороны обсудили и планы Вашингтона по переброске американских войск из Афганистана в Таджикистан.
Если говорить о контроле ситуации в Афганистане, Узбекистан представляет для НАТО опосредованный интерес. Но Вашингтон стремится использовать все имеющиеся возможности. В начале апреля текущего года с рабочим визитом в Ташкенте находилась делегация Пентагона во главе с заместителем начальника Управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком. В свете задач, связанных с выводов американских войск из Афганистана, на счету каждый центральноазиатский партнер!
О сложности ситуации в регионе свидетельствует тот факт, что председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли дал прогноз по развитию событий в Афганистане, сказав, что видит "только два варианта: будет плохо или очень плохо". Этот вывод проецируется на всю Центральную Азию. Лидерам региональных государств предстоит сделать свой выбор. Туркменистан, судя по всему, решил не рисковать, и не быть для Вашингтона запасным аэродромом.